Тяжелый год новых возможностей

Союз журналистов России пригласил руководителей региональных СМИ 22 декабря подвести итоги года и поделиться опытом на практикуме "Инфорум-онлайн".

Участников "Инфорума" приветствовал председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев, который первым подвел итоги года. Главное, что, несмотря на все проблемы, жизнь активно продолжается. В сентябре Союз провел в Сочи 24-й Форум современной журналистики "Вся Россия – 2020". В этом году открыл Центр правовой помощи журналистам и запустил отдельный сайт Protect Media как центр мониторинга нарушений прав журналистов и СМИ. Совсем недавно по инициативе Союза в Государственной Думе состоялось расширенное заседание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, на котором руководители СМИ высказали свое мнение по поводу предлагаемых депутатом Дмитрием Вяткиным изменений в закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Большой вклад внес Союз журналистов России и в то, что весной правительство включило СМИ в список отраслей экономики, наиболее пострадавших от коронавируса, и порядка 30 тысяч СМИ в стране смогли получить помощь.

Владимир Соловьев: "Год для каждого из нас и для всей планеты выдался такой, что будем вспоминать и внукам рассказывать. Тем не менее, это был хороший опыт для всех нас. Когда мы увидели куда все идет и насколько тяжело может ударить кризис по нашей отрасли, мы поняли, что надо отрасль защищать".

Далее слово предоставили руководителям региональных СМИ. Генеральный директор ИД "Свободная пресса" Юрий Таранцов поделился опытом издания по введению платной подписки, которая помогла и в тяжелые пандемийные времена сохранить аудиторию. Еще два года назад ИД организовало опрос у киосков, почтовых отделений и магазинов, который показал, что из порядка тысячи опрошенных 26% отказались от покупки или подписки на газеты, потому что "есть сайт и на нем та же самая информация бесплатно". Это во много сподвигло издательский дом развивать платную подписку на сайте.

Шаги для формирования лояльной аудитории для платной подписки (по опыту ИД "Свободная пресса")

► Создание хорошего информационного сайта
► Создание и работа с группами в соцсетях
► Регистрация пользователей на сайте и создание базы пользователей
► Отслеживание предпочтений зарегистрированных читателей
► Предложение стать подписчиком
► Программа лояльности и выстраивание рациональной политики согласно их предпочтениям
► Работа с подписчиками + их возможности

Исполнительный директор ГК "Инмедиа" Михаил Куликов поделился опытом медиахолдинга, который перевел все свои проекты онлайн, закрыв последнее печатное издание еще в прошлом году. "Мы слишком просто расстаемся с деньгами, которые достаются нам все сложнее", - к такому выводу в "Инмедиа" пришли несколько лет назад, и начали работать в направлении повышения эффективности работы.

Михаил Куликов: "Мы сами того не понимая, начали готовиться к 2020-му году задолго до него. Пару лет назад проводили сессию "Медиа 2020", где принимали решение о том, как будем работать к 2020 году, кКак будем строить бизнес, если оборот упадет в 2-3 раза. И тогда мы нашли огромное количество решений, часть из которых применили, чтобы максимально пользоваться своими ресурсами. В итоге в 2020-м году мы сохранили коллектив полностью. Мы стали профессиональнее и смелее, а наши медиа - более современными и интересными".

Главный редактор "Крымской газеты" Марии Волконской отметила, что, конечно, многие традиционные для издания проекты пострадали из-за пандемии, зато появились новые. Например, был запущен сервис онлайн-подписки. К тому же 2020-й простимулировал не только обновить сайт, но и сделать это обновление более масштабным, чем это представлялось в прошлом году. Да и на социальные сети обратить гораздо более пристальное внимание.

В онлайн-планерке, ставшей частью Инфорума, приняли участие представители еще нескольких региональных СМИ - от Санкт-Петербурга до Сибири. Каждый из которых поделился собственными рецептами выхода из тяжелой ситуации.

Например, соучредитель PrimaMedia Алексей Мигунов из Владивостока отметил, что пандемия, конечно, привела к сильному увеличению и усложнению организационной работы, так как у медиахолдинга много офисов по стране, но в целом показала, что "в интернете работать можно и достаточно успешно".

Алексей Мигунов: "В этом году был небывалый рост трафика. И главная наша задача была в том, чтобы поймать волну трафика и на ней заработать. Мы активно занимались автоматизацией рекламы, много работали с видеоформатами, много экспериментировали, и год получился достаточно профитный".

Представителям локальных городских и районных изданий "поймать волну" оказалось сложнее.  Леонид Евсеев и Наталья Шатова из Омска, рассказывая о своих изданиях, отметили скорее ухудшение ситуации, чем ее улучшение. Печатным СМИ все же пришлось намного тяжелее, чем интернет-изданиями. Тем не менее, как выразился Леонид Евсеев, "нас закапывать еще рано, мы живы и в 2021-м будем выходить". Как бы ни хорош был интернет, в Омской области (как, впрочем, и в любой другой) еще хватает населенных пунктов с плохим доступом или его полным отсутствием. Так что отказываться от бумаги, особенно, районным областным изданиям еще точно рано. Да и уход в интернет все проблемы не решает, как сказала Наталья Шатихина, "нужно хорошо научиться монетизировать деятельность в интернете, пока это не получается".

Интересными находками поделился генеральный директор издательского дома "Алтапресс" Юрий Пургин. В их числе проведение виртуальной конференции и серии круглых столов с экспертами из всех основных отраслей народного хозяйства выставки, по итогам которых газета "Свободный курс" вышла в формате премиального журнала на 100 полос и 40 из них рекламных. Несмотря на собственное тяжелое положение, издательский дом протянул руки помощи представителям малого бизнеса, проведя акцию по бесплатному продвижению их услуг в своих соцсетях. Кстати, помогает "Алтапресс" и районным изданиям, еще 2 года назад став одним из инициаторов создания единой рекламной сети PressDirect, сейчас объединяющий уже 58 региональных интернет-ресурсов Алтая. 

Юрий Пургин: "Год прошел сложно, но, с другой стороны, стал годом новых возможностей, и мы использовали их в полном объеме, сделав несколько неожиданных для себя вещей".

И далее ИД собирается продолжать делать и развивать новое и "неожиданное". В день своего 30-летия – 28 декабря – запустит обновленную мобильную версию своего сайта, сейчас активизирует деятельность в социальных сетях и начал развивать телеграм-канал. В 21-м планируется ряд видеомероприятий, и, по мнению, Юрия Пургина именно видеонаправление будет одним из самых важных направлений развития, так как "ковид еще не побежден и придется продолжать работать виртуально". 

Руководитель петербургского отделения Союза журналистов России, главный редактор газеты "Санкт-Петербургские ведомости", так же, как и на петербургской летучке, акцентировал внимание на важности объединения СМИ в тяжелые времена. И не только ради борьбы за выживание, когда была приостановлена реализация прессы и приходилось обращаться к губернатору, но и ради общественного блага в таких проектах как "Адаптация" или "Выбор за тобой".

Дмитрий Шерих: "Год был прежде всего непредсказуемый, и его минусы понятны всем. Но есть и некоторые плюсы. У нас в Санкт-Петербурге это был год беспрецедентной журналистской солидарности. Мы объединялись не только ради каких-то преференций, но и в творческих проектах. Мы показали, что СМИ готовы выполнять социальную миссию и проявлять гражданскую ответственность, выступать вместе там, где нет дохода и прибыли. Мне кажется, объединять усилия – очень важно".

 

Запись прямой трансляции

Заметили ошибку? Выделите её и нажмитеCtrl +Enter
Поделиться: