Фото: duma.gov.ru
Об "отличительных признаках" журналиста
Открывая заседание, председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн отметил, что для Государственной Думы вопросы гарантий работы СМИ и журналистов являются приоритетными и ключевыми.
Александр Хиштейн: "Мы хорошо понимаем, что именно обеспечение гарантированной свободы слова, то, что записано и закреплено в нашей Конституции, это неотъемлемый фактор для развития демократического общества. C полной ответственностью заверяю все журналистское сообщество в том, что профильный Комитет и впредь будет стоять на страже интересов общества и противодействовать любым попыток цензуры. Именно по этой причине мы очень бережно относимся к закону о СМИ, несмотря на то, что это один из старейших законов в нашей стране и многое из понятийного аппарата на сегодняшний день там устарело".
Главной темой обсуждения на заседании был законопроект, вносящий изменения не в закон о СМИ, а в закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Законопроект внесен депутатом, первым заместителем председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрием Вяткиным.
Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв выразил обеспокоенность рядом формулировок законопроекта, касающихся работы журналистов. Например, подверг сомнению такую формулировку законопроекта, как "отличительный признак" журналиста, заметив, что этот термин уместен, скорее, в биологии, нежели в журналистике. Владимир Соловьев призвал коллег к широкому обсуждению всех положений законопроекта и отметил, что Союз журналистов России примет в таком обсуждении самое активное участие.
Владимир Соловьев: "У журналистов какие признаки? Очки и фотоаппарат? Или длинный нос, который он сует куда не нужно? Данный законопроект наделяет Министерство внутренних дел правом по установлению единого признака представителя СМИ, его вида и описания. В связи с этим есть вопросы. Почему именно МВД будет наделен полномочиями по установлению "единого признака"? Является ли оно профильным органом? Что конкретно понимается под признаком средств массовой информации?"
Автор поправок, депутат Дмитрий Вяткин согласился с необходимостью дискуссии по законопроекту и заявил, что основная цель законопроекта в части работы журналистов— создание более чётких критериев работы представителей СМИ на массовых мероприятиях без ущемления права на свободу слова. Он напомнил, что в настоящий момент в законе о митингах уже написано, что журналист, присутствующий на мероприятии, должен иметь "ясно видимый отличительный знак представителя средств массовой информации". Но при этом единых стандартов, единых форм, образцов ни удостоверений, ни редакционных заданий, ни тем более знака в настоящий момент не установлено.
Дмитрий Вяткин: "Знак или признак? С нашей точки зрения признак - это более широкое понятие. Когда мы говорим о знаке, первое, что приходит на ум - "цифра 5 на медной бляшке". Что касается признака, это могут быть элементы одежды - жилеты, повязки и прочее. Но, если больше устраивает термин "знак", который используется в законодательстве в настоящий момент, ради бога. Главное, чтобы журналиста просто было видно".
Депутат отметил, что существует очевидная проблема, когда под журналистов, работающих на мероприятиях и исполняющих свой профессиональный долг, пытаются мимикрировать, в том числе недобросовестные участники и организаторы тех или иных мероприятий, как согласованных, так и не согласованных. По мнению Дмитрия Вяткина, это, с одной стороны, бросает тень на журналистское сообщество, с другой стороны, мешает сотрудникам правоохранительных органов оперативно проверять является ли задерживаемое лицо журналистом или не является.
Дмитрий Вяткин: "Мы считаем, что защитить законное право журналиста выполнять профессиональные обязанности при освещении любого мероприятия в рамках предоставленных прав журналистов, установленных законом о СМИ, наша обязанность. В этой связи и появилась идея четко разделить полномочия журналиста, который работает, и функции организаторов и участников. Подчеркну особо, так как мне задавали вопрос: "Журналисты не имеют права участвовать в мероприятиях?". Конечно, имеют, это конституционное право у журналистов никто не отнимает. Весь вопрос лишь в том, что, работая на освещении мероприятия, журналист должен быть особо защищен.
Отвечая на вопрос, почему именно МВД наделяется полномочиями по установлению "единого признака", Дмитрий Вяткин процитировал несколько статей закона о полиции, поясняющих это решение. Но отметил, что требования к "отличительному признаку" или "знаку" обязательно должны быть согласованы и с Роскомандзором, осуществляющим контрольные функции в сфере действия СМИ, и Союзом журналистов России, выражающим мнение большинства журналистов страны.
Заместитель директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации генерал-полковник Олег Плохой подчеркнул, что Росгвардия концептуально поддерживает обсуждаемый законопроект. По его мнению "все шероховатости" должны быть сняты во время законодательного процесса с учетом позиции всех сторон, включая журналистское сообщество.
Олег Плохой: "Мы последнее время достаточно активно вовлечены в тему участия журналистов в массовых мероприятиях и, конечно, заинтересованы в улучшении взаимодействия правоохранителей и СМИ. Мы очень уважительно относимся к журналистской деятельности и поверьте, крайне заинтересованы в объективном и честном освещении всех происходящих событий, в том числе, касающихся нашей структуры".
Подводя итоги работы круглого стола Владимир Соловьев отметил, что обсуждение было очень полезным, и отметил важный момент, касающийся "унификации удостоверений" журналистов.
Владимир Соловьев: "Совершенно не задача Союза журналистов каким-то образом загонять всех насильно в реестр, пересчитывать и выдавать какие-то удостоверения. Наша главная задача облегчить работу журналистов, помогать журналистам и защищать журналистов. Поэтому все эти вопросы, которые мы сегодня обсуждали, мы выносим на обсуждение широкой журналистской общественности. И дальше, я надеюсь совместно с Комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи, все эти предложения обсуждать. И на будущее предлагаю поговорить также о законе об иноагентах и иноагентах-физлицах, потому что там тоже есть много вопросов".
Дмитрий Вяткин напомнил, что сегодня законопроект будет рассматриваться на пленарном заседании, и по итогам круглого стола он сможет сообщить, что у представителей, в том числе профессионального сообщества, нет принципиальных возражений против концепции данного законопроекта.
Александр Хиштейн: "У меня тоже есть несколько замечаний к законопроекту, они также связаны с недопустимостью сужения возможности действий журналистов. но они не затрагивают главное. И главное сегодня прозвучало и я рад, что все с этим подходом соглашаются. Если ты приходишь на акцию, на мероприятие, как журналист, чтобы осветить его, ты в нем не участвуешь. Если ты приходишь на акцию как гражданин для участия, тогда на тебя не распространяются правовые гарантии связанные с твоим журналистским статусом. Такой подход, мне кажется, для всех понятен, честен и, самое главное, будет соблюдаться, наверное, обеими сторонами".
Законопроект № 1057213-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в части совершенствования правового регулирования вопросов организации, подготовки и проведения публичных мероприятий)
"в статье 6:
а) в части 5 слова "знак представителя средства массовой информации" заменить словами "признак представителя средства массовой информации, вид и описание которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, и общероссийскими общественными объединениями журналистов";
дополнить частями 6 и 7 следующего содержания:
"6. На журналиста, присутствующего на публичном мероприятии, распространяются обязанности и запреты, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи.
7. При осуществлении профессиональной деятельности журналист, присутствующий при проведении публичного мероприятия, не вправе осуществлять следующие действия:
1) проводить агитацию в поддержку или против целей публичного мероприятия путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах;
2) выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, а также уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия на аналогичные действия;
3) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;
4) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
5) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации;
6) скрывать отличительный признак представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи.";