"Я влюбилась в него с первого взгляда"
В Доме журналиста уже сложилась традиция "Киновечеров", полюбившаяся многим гостям. Ведь на них часто можно стать одним из первых зрителей картины, и всегда - увидеть ее авторов и услышать из первых уст о том, как фильм снимался. И фильмы на "Киновечерах" демонстрируют вовсе не те, что идут в кинотеатрах. Чаще всего это фильмы, относящиеся к жанру документального кино, но снятые на высочайшем художественном уровне.
11 апреля в Доме журналиста впервые представили петербургским зрителям, вышедший в ноябре прошлого года, фильм "Птицы в гнезде - до осени". Режиссер и продюсер картины Галина Калинина призналась, что для нее очень важно показать фильм в Петербурге и именно в Доме журналиста.
Галина Калинина: "Когда я училась на первом курсе факультета журналистики ЛГУ, именно здесь - в Доме журналиста - матерые ленинградские журналисты проводили для нас, студентов, конкурс. Моя тема была признана лучшей, и мне вручили вот такую (разводит руки) шариковую ручку, на которой написно "Будущему репортеру от клуба ленинградских репортеров "Шариковая ручка"". И она до сих пор хранится у меня дома Это была моя первая награда, первое профессиональное признание и поддержка. И это было именно здесь".
После было еще много других наград, в том числе кинематографических. В документальном кино Галина Калинина дебютировала в 2002-м году в цикле "Теория невероятности" на Первом канале, где демонстрировались её работы "Синдром Кассандры", "Лечение животными", а на телеканале "Культура" ее фильмы вошли в цикл "Российская история глазами детей", получивший ТЭФИ-2005. Галина Калинина - основатель Московской киностудии неигрового кино "Студия 9 марта", которая и сняла представляемый в Доме журналиста фильм. Кстати, название студии - это вовсе не опечатка, как может показаться. Ни к 9 мая, ни к 8 марта название отношения не имеет. "В названии зашифрован день рождения Юрия Алексеевича Гагарина. Когда спрашивают: "Почему Гагарин?", я отвечаю: "А кто еще?", - поясняет, улыбаясь, Галина Калинина.
Фильм "Птицы в гнезде - до осени" рассказывает о 93-летнием (на момент съемок) ветеране войны Иване Тихоновиче Кипе. Он ушел на фронт, как только исполнилось 18, и два с половиной года провел на передовой. Был тяжело ранен (сынишка потом будет измерять дырку от раны в его черепе, засовывая в неё карандаш), В фильме рассказывается, как везли в тыловой госпиталь через всю страну двадцать шесть "черепников". Выжил один Кипа. А после его направили учиться на танкиста. Вот так с дыркой в черепе он и воевал в танке до сорок пятого. А через 72 года после Победы его нашла награда, потерявшаяся в войну, - орден Красной Звезды. Но не менее, а, может, даже более трагична довоенная история героя, оставшегося сиротой в шесть лет. Жил беспризорником на вокзале, голодал, потом попал в детский дом... И после войны была долгая жизнь, в которой застой сменялся перестройкой, а к орденам и медалям на груди добавился смартфон на тесемочке. Иван Тихонович приехал в Москву на праздник 9 мая, где его и начали снимать документалисты, а потом продолжили в небольшом городке Шахты Ростовской области, где живет ветеран.
Как говорит режиссер, этот фильм не о войне. Это картина о том, что невозможно понять, чем счастлив другой человек. О взаимоотношениях поколений и мудрости жизни. Впрочем, о самом фильме Галина Калинина старается не рассказывать, не делать "спойлеры".
Галина Калинина: "Я влюбилась в него с первого взгляда. Когда мы с оператором зашли в вагон, он стоял в дверном проеме купе, послушно наклонив голову так, чтобы семилетний правнук мог дотянуться до его лба и показать мальчишкам след от глубокой черепно-мозговой раны. Он поднял голову и посмотрел в объектив видеокамеры с улыбкой Джоконды на устах. Выбора у меня не оставалось - надо снимать кино".
Премьера фильма состоялась 22 ноября 2018 года, в городе Шахты Ростовской области, так как режиссер обещала своему герою, что именно он увидит картину первым. После фильм был показан в Ростове и в Москве. В Санкт-Петербурге первыми зрителями картины стали участники "Киновечера" в Доме журналиста.
После просмотра впечатлениями от картины поделилась арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова: "Фильм Галины Калининой трогает по-настоящему. И за судьбой героя, Ивана Тихоновича Кипы, видятся судьбы многих. Почти каждый сидящий в зале вспоминал своих фронтовиков. У меня, например, отец был на фронте, как и Кипа, воевал на танке Т-34, был ранен. Он не любил рассказывать о войне. И было понятно, что его правда сильно отличается от официальной парадно-победной версии событий. Герой Галины Калининой тоже большей частью говорит о войне не словами - о пережитом рассказывают глаза, долгие паузы в разговоре, сквозь боль которых к зрителю пробивается сегодняшняя жизнь, с шумом улиц, смехом детей... Фильм не спешит, ни с рассказом, ни с выводом. Он тебя настраивает. Настраивает на размышления о чем-то, наверное, самом главном в жизни".