«Лунтику» – проще, пеллетам – сложнее

Год назад на Центральном телевидении Китая вышел мультсериал «Лунтик», его делают в Петербурге. Выходят и наши полнометражные фильмы. Креативным индустриям одной страны не так уж трудно найти понимание у иностранной аудитории. Сложность в том, чтобы к этой аудитории сначала пробиться. Сложности обсуждали в Доме журналиста на круглом столе «Петербург – окно на запад, перспектива на восток. Технологические возможности Северной столицы. Чем мы удивим Китай».

Кинокомпания СТВ – одна из самых известных в России. В ее багаже три номинанта на "Оскар" (мультфильмы Константина Бронзита "Уборная история-Любовная история", "Мы не можем жить без космоса" и фильм Сергея Бодрова-старшего "Монгол"). От "Лунтика" до "Брата", от "Аритмии" до "Богатырей". "Не было такого, чтобы мы вдруг внезапно развернулись на восток. Мы стараемся работать со всеми странами. Кино – универсальный язык, это попытка донести свой культурный код. Мы работаем по всем направлениям. Но китайское направление требует значительно больших усилий", – говорит Светлана Барабанщикова, директор по международному развитию компании.  

Проблем со взаимопониманием нет, считает Светлана. Эксперты просто знают, что в Китае вряд ли купят русскую комедию или драму (если это не спектакль), но с удовольствием смотрят добрые мультфильмы, фильмы о спорте, космосе, фантастику, экшн. Руководитель Кинокомпании СТВ продюсер Сергей Сельянов год назад получил награду за выдающийся вклад в развитие кино в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

По словам Светланы Барабанщиковой, для продвижения на китайском рынке обязательно нужен человек со знанием не только языка, но и юридических тонкостей. Нужен "проводник", который помогал бы видеть китайские "подводные камни". Они могут быть связаны с цензурированием или с особенностью квот на иностранный контент в Китае. Эти квоты очень небольшие, и российская доля в них мала – надо наращивать, считает Светлана.

В СПбГЭУ разработали курс "Корпоративная социальная ответственность", в нем сделан акцент не просто на том, что нужно заботиться о здоровье персонала, но и на "общественной приемлемости продукта", с которым бизнес одной страны заходит в другую, говорит Татьяна Уржумцева, директор НИЦ изучения социально-экономических проблем стран АТР (СПбГЭУ), исполнительный директор Ассоциации "Китайский деловой центр". "Но "общественно приемлемой" в первую очередь должна быть Россия. За ней идут российские продукты, а за ними – российские предприниматели. По-другому эту цепочку перестроить нельзя. Если Россия – это враг, то что мы продадим? Лояльность населения как раз и достигается с помощью культурных фестивалей, кино, мультфильмов".

"Проводниками" России в Китае, по мнению Татьяны Уржумцевой, могут быть… китайские студенты российских вузов. Многие потом занимают важные, а то и ведущие позиции в своей стране. При этом они во-многом "продукт" нашей системы образования, многое понимают в особенностях России.

Россияне и, в частности, петербуржцы могут ближе знакомиться с Китаем на встречах общества "Российско-китайской дружбы". Оно было создано в 1958 году, из 30 обществ дружбы оно – одно из самых  активных, говорит Маргарита Мудрак, председатель правления Санкт-Петербургской Ассоциации международного сотрудничества. "Общества дружбы привлекают широкий круг, от школьников до людей пенсионного возраста". С инициативой отметить в Обществе какое-нибудь китайское событие часто выступают сами китайские студенты: так было, например, 1 Мая – в КНР это тоже государственный праздник А в проекте "Школа молодого дипломата" петербургские старшеклассники и студенты весь учебный год слушали в том числе китаистов.  

С "разворотом" к странам Восточной и Центральной Азии мы припозднились, считает Маргарита Мудрак. Например, в Петербурге у 12-15 вузов есть связи с индийскими университетами, а с китайскими – гораздо больше, при этом программы двойных дипломов действовали в основном с университетами западных государств. 

Для некоторых отраслей промышленности "поворот на восток" крайне сложен, даже если до Китая "рукой подать". "Даже предприятия в Сибири занимались экспортом в сторону Европейского Союза.  Перевозка в сторону запада по железной дороге стоит дешевле, чем перевозка с запада на восток", – констатирует Ольга Ракитова, ИА "ИнфоБио", главный редактор журнала "Международная биоэнергетика". Журнал и агентство пишут о биотопливе. Совсем недавно это был чрезвычайно востребованный на Западе российский продукт. Европа активно закупала в России пеллеты -- топливные гранулы. Они производятся из отходов древесины. Европейцы стремились переходить на альтернативные виды топлива – в частности, на биоэнергетику. "Мы, как самая крупная лесная страна (у нас 25% мировых запасов древесины), заняли третью строчку на европейском рынке после США и Канады". Но 10 июля экспорт лесоматериалов в Евросоюз попал под запрет как стратегически важный ресурс.

К китайскому направлению присматривались изначально, рассказывает Ольга Ракитова: большая страна, активно развивающаяся экономика. Но экспорт был мизерным: как оказалось, в Китай ввоз такой продукции запрещен – она считается древесными отходами, а таковых в самом Китае достаточно.

Татьяна Уржумцева предлагает внимательно следить за происходящими сейчас в Китае событиями. Завершился ХХ съезд Компартии Китая, в марте покинет свой пост премьер Ли Кэцян,  Си Цзиньпин собрал новую команду, с которой нужно будет иметь дело и России и всему миру.

Текст: Анна Борисова

Заметили ошибку? Выделите её и нажмитеCtrl +Enter
Поделиться: