Visit the USSR

В Доме журналиста 4 сентября открылась выставка советского туристического плаката, посвященная 90-летию компании "Интурист". На открытии экспозиции, представляющей ретроспективу зарубежных рекламных постеров Интуриста 30-70-х годов XX века, рассказали об истории советского плакатного искусства, об интересном прошлом и не менее примечательном настоящем Интуриста.

Директор филиала ООО "Туроператор ИНТУРИСТ" в Санкт-Петербурге Александр Мусихин поблагодарил Дом журналиста за отличную организацию выставки, и пояснил, что на ней представлены копии оригинальных плакатов, которые в советское время демонстрировались за рубежом. Покидая СССР, оригиналы плакатов обычно уже не возвращались, и сейчас находятся в частных коллекциях. Отметим, что стоимость оригинального плаката на аукционе может достигать 12 тысяч долларов. Каждый плакат уникален, сделан в духе арт-деко, который был очень популярен в Европе первой половины ХХ века.

Директор Дома журналиста Людмила Фомичева: "Мы очень рады этой выставке в Доме журналиста. Эти плакаты сейчас заслуживают места в музеях. Это целая эпоха, культурный слой. От души поздравляю Интурист с 90-летием и открытием этой выставки".

Собрать коллекцию даже копий оригинальных плакатов было не очень просто. Но к юбилейной дате компания решила продемонстрировать свое художественное наследие, и выставка уже успешно прошла в Москве, а сейчас стала доступна петербуржцам. В этом году компания Интурист отмечает 90-летие. В конце 20-х годов прошлого столетия руководство Советского Союза решило, что пора продвигать страну на зарубежном туристическом рынке, и 12 апреля 1929 года было создано государственное акционерное общество (ГАО) по иностранному туризму в СССР "Интурист".

Александр Мусихин: "Основным предназначением было обслуживание иностранных делегаций. Тогда в СССР уже ездили многие известные люди: спортсмены, актеры, писатели, поэты. Одними из первых клиентов Интуриста были Рабиндранат Тагор и Бернард Шоу".

Интурист обслуживал практически все крупные международные события СССР. Например, Фестиваль молодежи и студентов в 1957 году, Олимпиаду-80, гастроли Ла Скала в Большом театре  и первый показ мод Кристина Диора в ГУМе. Сохранила компания ведущие позиции на туристическом рынке и в постсоветское время. Как отметил Александр Мусихин, в СССР было только три ГАО. Первым в 1924 был образован Внешторгбанк, вторым Интурист, а третьим уже в 70-е Ингосстрах - и все они благополучно пережили сложные времена и остались сильными брендами. В 2011 году Интурист вошел в группу старейшего и крупнейшего в мире туристического холдинга Томас Кук, имеющего представительства в 17 странах мира.

Александр Мусихин: "Интурист занимается абсолютно всем, что называется словом туризм. По традиции мы принимаем иностранцев в России (более 200 тысяч в год) и являемся лидером этого сегмента. Входим в Топ-3 по внутреннему туризму, И, конечно, занимаемся выездным туризмом".

Глава петербургского филиала поделился некоторыми, еще не анонсированными новинками, которыми Интурист планирует порадовать петербуржцев. Это и круглогодичные (а не только летние) поездки в Анталью, запуск чартерного рейса в Стамбул и даже чартерные вагоны из Петербурга в Ригу. Впрочем, вернемся к истории плакатов, представленных на выставке. О них очень подробно и интересно рассказала руководитель отдела корпоративного обслуживания ООО "Туроператор ИНТУРИСТ" в Санкт-Петербурге Ольга Селюк.

Ольга Селюк: "Международный туризм решили развивать как хороший источник привлечения валютных ресурсов. Но имидж у СССР тогда был, мягко говоря, неоднозначный. Писатели и журналисты, которые посещали страну в 20-е годы, давали диаметрально противоположные отзывы. Например,  Джон Рид публикует радостные и воодушевленные "10 дней, которые потрясли мир", а потом Герберт Уэллс издает "Россия во мгле"...."

Продвижение страны на зарубежном туристическом рынке началось с создания представительств Интуриста в Великобритании, Франции, Германии и других странах и разработке плана мероприятий по улучшению имиджа страны. И особое место в этом плане принадлежало плакату. У истоков советского плакатного искусства стояли Малевич, Маяковский, Родченко. И для Интуриста плакаты создавались на самом высоком уровне, что доказывают их многочисленные победы на международных выставках и конкурсах.

Ольга Селюк: "Через эти плакаты их создатели старались донести то, что СССР как успешная страна победившего социализма рада и готова принимать у себя иностранных туристов. Конечно, все эти плакаты несли большую идеологическую нагрузку, сутью которой является гордость за страну и лояльность к гостям".

На выставке в Доме журналиста представлено 25 плакатов разных лет и разных серий. На зарубежный рынок продвигались не только такие крупные города как Москва и Санкт-Петербург, но и различные регионы, культурные мероприятия, и для каждого сегмента создавалась серия плакатов. Например, когда в середине 30-х годов город Сочи постановлением Совнаркома был признан ударной стройкой коммунизма и по всему Краснодарскому краю было быстро построено много санаториев и дворцов для рабочих, была создана серия плакатов "Советская Ривьера" для привлечения на курорт и зарубежных туристов. Серии плакатов были посвящены событийным мероприятиям в сфере культуры, особое внимание уделялось главному бренду Советского Союза - Большому театру. Ольга Селюк также обратила внимание на интересную деталь, отличающую советский рекламный плакат от зарубежного.

Ольга Селюк: "Искусство плаката в зарубежных странах предполагает, в первую очередь, визуализацию женщины - красивой и гламурной. Она всегда будет повернута к нам лицом, например, на фоне какого-то курорта. В СССР подход был другой. Вы видите, что женщина присутствует на небольшом количестве плакатов, и, если она есть, то обычно представлена как труженица и мать, как равноправный член общества".

Арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова отметила, что благодаря такому увлекательному экскурсу в историю все присутствующие, наверняка, стали приглядываться к деталям и увидели плакаты другими глазами.

Ирина Иванова: "В наших выставочных залах впервые представлена выставка плакатов. Признаюсь, что когда к нам пришли с этой идеей, я немного переживала. У нас классический особнях, небольшие залы, интерьерная развеска, а тут плакаты... Но они оказались настолько высокохудожественны, настолько позитивны. И за каждым такая история.... Они очень хорошо вписались в наши выставочные залы, и, уверена, вызовут большой интерес у посетителей". 

 

Выставка работает до 4 октября. Вход свободный, с 11:00 до 18:00 по будним дням.

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмитеCtrl +Enter
Поделиться: