В Петербурге открыли выставку "Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы"
- Для многих из нас война и блокада - это во-многом личная история. Потому что в этих трагических событиях, как в зеркале, отражаются судьбы наших родных - дедов и прадедов. А большая история страны складывается из негромких судеб простых людей. Вот и героем нашей выставки стал такой человек - большой труженик, патриот своего дела, конструктор первых советских эскалаторов для метрополитена Павел Васильевич Тюменев, - сказала на открытии выставки Анжелика Гурская, директор Северо-Западного филиала "Российской газеты".
Павел Тюменев - человек с необычный судьбой. 22 июня 1941 года он находился в командировке в Берлине, попал в концлагерь Дахау, где стал узником под номером 715. Благодаря усилиям советских дипломатов смог вернуться на Родину, приехал в Ленинград за месяц до начала блокады. Выжил, был эвакуирован по Дороге жизни и в дальнейшем проектировал эскалаторы для ленинградского метрополитена.
Павел Васильевич оставил скрупулезные воспоминания о своей командировке в Германию, о пребывании в концлагере, долгом пути домой, о блокаде, эвакуации, о работе на строительстве метро. Дневники, личные вещи, уникальные документы той эпохи бережно сохранила его внучка, обозреватель "Российской газеты" Татьяна Тюменева.
- В семье не скрывали, что дедушка оказался 22 июня 1941 в Германии, но и не афишировали. Доступ к архивам семьи я получила после смерти своего отца Юрия Павловича. Меня ждали два открытия: сохранилась переписка военного времени между дедушкой и бабушкой, начиная с 1942 года, когда дедушку отправили в эвакуацию. Целая история большой любви. Второе: дедушка смог сберечь много документов той эпохи. Часть из них представлена на планшетах и витринах выставки, - пояснила Татьяна Тюменева.
Посетители с трепетом рассматривали уникальные документы в музейных витринах... Вот справка 1941 года о том, что П.В. Тюменев действительно находился в командировке в Германии, телеграмма, которую он отправил 12 июня 1941 года из Берлина своей супруге в Ленинград, письма, дневники, фотографии тех лет, пропуск на право прохода по блокадному Ленинграду…
- Это большая редкость, - подтвердила Фаина Недбай, директор Центрального государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга. Архив является партнером проекта.
Фаина Недбай рассказала о том, что в хранилищах архива можно найти ответы практически на любые вопросы. Все хранится очень бережно, в том числе сведения, касающиеся проектирования и строительства ленинградского метрополитена.
Отдельный раздел выставки посвящен блокадному периоду в жизни Павла Тюменева и его супруги Антонины Дмитриевны, певицы хора Кировского театра. Она не эвакуировалась из города вместе с театром, потому что не могла бросить мужа, уже изможденного концлагерем и долгой дорогой на Родину.
В трудные времена их спасала вера. Супруги регулярно ходили на службы в Николо-Богоявленский морской собор, прихожанами которого были еще до войны. Кстати, этот храм был одним из немногих в городе, который не закрывался даже в блокаду. Именно в нем жил и служил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (в дальнейшем - Патриарх Алексий I).
- Очень важно, что в экспозиции есть место для рассказа о духовной жизни главного героя. Да, в годы Великой Отечественной войны наш собор был постоянно открыт для прихожан. Богослужения совершались ежедневно. Были Крестные ходы вокруг собора, а когда люди совсем ослабевали - то и внутри, - подчеркнул протоиерей Алексий (Скляров), настоятель Николо-Богоявленского морского собора.
Открытие выставки приурочено к профессиональному празднику журналистов - Дню российской печати. В числе официальных партнеров выставки - петербургский Дом журналиста и Союз журналистов России. Так что выставка стала своеобразным профессиональным приношением всем ленинградцам, защищавшим и строившим город.
Организаторы выразили огромную благодарность всем руководителям СМИ и коллегам, которые откликнулись, поддержали выставку и рассказали о ней своим читателям, слушателям, зрителям.
- Сейчас много спорят о миссии журналистики. Но абсолютно точно одной из важнейших задач медиасообщества является сохранение исторической памяти, - отметил председатель Петербургского отделения Союза журналистов России, главный редактор газеты "Санкт-Петербургские ведомости" Дмитрий Шерих.
Кстати, выставка неожиданно получила экранное воплощение. Продюсерская компания "ПМГ" совместно со студией "Телеинвест", заинтересовавшись судьбой Павла Тюменева, снимает документальный фильм "Номер 715. Из Дахау - в блокаду". Премьера назначена на конец января, а гости Домжура смогли увидеть отрывки из фильма, да и сами съемки шли прямо во время открытия выставки.
Экранный образ Павла Тюменева воплотил петербургский актер Никита Аксенов.
- Для меня эта история оказалась совершенно невероятной. И не только по хитросплетению событий, достойных стать сценарием полноценного художественного фильма или сюжетом для книги. Но для меня важно и другое. Только представьте: Павлу Тюменеву удалось выехать из Германии, из немецкого плена, и после долгой дороги домой, истощенный физически, он попадает в блокаду. Внутренний стержень героя, его духовная стойкость - вот что привлекает. А играть его было просто - особенно когда оказался в квартире Павла Васильевича, где все дышит прошлым, все пропитано присутствием этого человека. Ничего не нужно изображать, все происходит само собой, - поделился он впечатлениями от съемок.
Работа выставки "Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы" продлится в Доме журналиста на Невском по 29 января. Вход свободный.
ТГ: https://t.me/rgsevzap/3355
Текст: Татьяна Тюменева
Фото: Святослав Акимов, "Российская газета"