Ученые СПбГУ создали медиасловарь для журналистов и филологов

Преподаватели института “Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций” запустили проект DataSlov — "медиасловарь ключевых слов текущего момента".

В 2020 году проект медиасловаря DataSlov был удостоен гранта Стипендиальной программы Фонда имени В. Потанина для преподавателей магистратуры. Проект создан под руководством доцента СПбГУ Екатерины Щегловой и при участии доцентов Натальи Прокофьевой и Юлии Коняевой (кафедра медиалингвистики). Цель проекта — создать реестр слов, актуальных в СМИ сегодня, выявить изменения, происходящие с ними в медиадискурсе, а также проследить их дальнейшую трансформацию.

DataSlov создан наподобие идеографического словаря, где основное внимание уделяется лексическим значениям — общеупотребительным, то есть литературной норме, и актуальным, получившим распространение в последнее время. Главным критерием выбора слов выступает частотность их употребления в СМИ. Несмотря на то, что подобные словари существуют, издаются они преимущественно в печатной форме. Онлайн-формат не только делает медиасловарь интерактивным, доступным и удобным для широкого круга пользователей, но и позволяет избежать длительного процесса подготовки издания, что особенно важно при работе с актуальными, "горячими" данными.

"Как и в обычном словаре, у нас есть дефиниции, словарные иллюстрации, грамматические пометы. Изобретением нашего проекта стало обозначение фактических смыслов в словоупотреблении и культурно-историческая справка, которая рассказывает об актуализации слова и появлении новых значений: в связи с каким событием они возникли и вошли в узус, то есть получили широкое употребление", — прокомментировала доцент Наталья Прокофьева. Авторы добавляют, что ресурс позволяет строить связи между словами, очерчивая таким образом разные тематические поля.

По словам создателей, медиасловарь будет интересен тем, кто занимается изучением русского языка, поскольку наблюдение за языковой картиной мира — неотъемлемый элемент этого процесса. Кроме того, словарем заинтересовались и школьные учителя русского языка и литературы. Возможно, он станет хорошим подспорьем на уроках: примеры из медиа, которые есть в словарных статьях, могут стать дополнением к более традиционным — из художественной литературы, отмечают авторы. Также одна из основных задач проекта — стать образовательным ресурсом для будущих специалистов в области медиа.

Создатели проекта уверены, что главное преимущество интерактивного словаря в его постоянном развитии — в режиме реального времени. Так, каждый может стать автором: предложить дополнения в конкретную статью или добавить новые слова (инструкция по пользованию медиасловарем доступна на сайте проекта). Кроме того, любой пользователь может поделиться любой статьей из словаря в соцсетях и тем самым помочь популяризировать проект.

Доцент СПбГУ Екатерина Щеглова: "У проекта есть три партнера — Самарский государственный университет, Люблинский университет и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Идут переговоры об участии в развитии ресурса с коллегами из Польши, Белоруссии, Венгрии. Хотелось бы, чтобы проект был востребован в профессиональном и академическом сообществах".

Пока словарь находится в стадии наполнения. Слова в словнике можно смотреть и по алфавиту, и по году, когда они получили широкое употребление. Раздел 2020 год, предсказуемо, содержит слова "карантин" и "короновирус".

Источник: jf.spbu.ru

Заметили ошибку? Выделите её и нажмитеCtrl +Enter
Поделиться: