Проект «Санкт-Петербург: наука и промышленность» Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России и Дома Журналиста продолжится
Но КПД у таких дискуссий может быть от впечатляющего до крайне скромного. Поэтому заключительная встреча этого сезона была посвящена в некотором роде "выяснению отношений": чего ждут друг от друга СМИ, промышленность и наука?
В Петербурге более 700 крупных и средних промышленных предприятий, многие из них выпускают инновационную продукцию. Однако спроси условного прохожего, "есть ли в Петербурге промышленность, и какая?", он, может, вспомнит про судостроительные заводы: потому что корабли регулярно и зрелищно спускают на воду.
— Спросишь, есть ли у нас газовые турбины? "Черт его знает". А ведь у нас, может, делают такие турбины, которым в мире равных нет, — рассуждает Юрий Светов, сопредседатель Санкт-Петербургской коллегии Большого жюри Союза журналистов России.
Свободная экономическая зона технико-внедренческого типа "Санкт-Петербург" признана одной из лучших в России, напоминает Александр Ходачек, президент Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге. Если во всероссийском распределении труда промышленность Петербурга дает где-то 2,9%, то по некоторым видам производств (космическая техника, крупные электромашины, авионика) — гораздо больше. Около 40 школ получили оборудование на научно-технические лаборатории, за этим стоят конкретные предприятия, научно-исследовательские и проектные организации. Увеличивается количество предприятий, которые создают базовые кафедры в вузах. По мнению Александра Ходачека, вопросы импортозамещения (поднятые еще в 2014 году) и конверсии сыграли свою роль, и многие предприятия сегодня вышли на докризисный уровень. Бюджет превысил планку в 1 трлн рублей, и существенный вклад в его доходную часть вносит реальный сектор экономики, особенно промышленность и наука.
Так что странно было бы говорить, что в Петербурге нет промышленной политики. Есть даже документ с таким названием. И, как отмечает Екатерина Лебедева, вице-президент Союза "Санкт-Петербургская Торгово-промышленная палата", документ не "спущен сверху", он долго проходил общественное обсуждение. Однако Екатерина Лебедева признает:
— Бизнесу приходится переводить подобные документы с бюрократического, чиновничьего, на русский.
Как результат — бизнес, которому "на человеческий" не перевели, иногда просто не в курсе того, какими мерами государственной и региональной поддержки мог бы воспользоваться. А "перевод" — задача в том числе и прессы.
Но пресса ориентируется на запросы массового читателя — сомнительно, что его волнуют газовые турбины.
— В Петербурге практически не осталось специализированных узкопрофильных изданий, — констатирует Анжелика Гурская, председатель петербургского Совета по печатным СМИ, директор Северо-Западного филиала "Российской газеты". — Поэтому научному и бизнес-сообществу приходится ориентироваться на потребности читателей универсальных изданий. Мы пишем те материалы, которые способен осилить среднестатистический читатель. Из вала новостей, которые готовы предложить журналистам бизнес и научное сообщество, редакция выберет самую хайповую тему — или к традиционной теме приложит хайповый комментарий.
Другая проблема — недостаточная компетентность журналистов. По словам Гурской, у "универсального" журналиста, который пишет сегодня про балет, завтра про турбины, просто нет возможности аккумулировать тот необходимый пласт информации, который сделал бы из него высокого специалиста в определенной теме.
Достижения есть, и специалисты готовы о них рассказывать, но журналистов, способных это корректно и компетентно транслировать — не хватает, говорит Олег Глотов, заведующий НИО экспериментальной медицинской вирусологии, молекулярной генетики и биобанкинга Института детских инфекций.
Еще несколько лет назад диплом журналиста в стране получали 27 тысяч человек в год. Сейчас из 254 вузов, которые давали такой диплом, осталось чуть больше полутора сотен, отмечает директор института "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций" СПбГУ Анатолий Пую. "Потому что компетенции нужны такие, которым способен научить не любой вуз".
Валентин Сидорин, журналист, советник ректора Санкт-Петербургского медицинского педиатрического университета, считает, что под эгидой Торгово-промышленной палаты могла бы существовать объединенная пресс-служба петербургских промышленных предприятий. А Анжелика Гурская уверена: должен быть государственный заказ на продвижение условно "некликабельных", но важнейших тем. С этим согласна Валентина Ларионова, президент Ассоциации специалистов в области молекулярной медицины, медицинской и лабораторной генетики:
— Развитие новой геномной медицины невозможно без участия пациента. А это значит, что мы тратим сейчас огромные силы на информирование населения. И госзаказ на это нужен.
Юрий Светов вспоминает, как 30 лет назад Ленинград преобразовывался в Петербург:
— У мэра Собчака была идея: Петербург должен быть культурной столицей, научной, банковской и так далее, а промышленность — это обуза.
Создавались проекты по выводу предприятий из города, а в прессе принято было писать о людях, работающих на заводах, как о "лимите", которая "понаехала" и снижает культурный уровень города.
— В стране многое меняется, и молодые люди должны понять, что пойти в промышленность - уважаемое дело.
Как сказал председатель СПб отделения Союза журналистов России Дмитрий Шерих, проект дискуссионного клуба продолжится: "Очень не хватает диалога".