Неизвестная Зеленова. В Домжуре раскрыли детали биографии легендарного директора Павловска

В конференц-зале Дома журналиста состоялась лекция ученого секретаря Государственного музея-заповедника «Павловск», кандидата искусствоведения, заслуженного работника культуры РФ Людмилы Коваль о непростой судьбе директора Павловского музея Анне Зеленовой.

Открывая встречу, начальник отдела редакционно-издательской работы ГМЗ "Павловск" Галина Осинская отметила, что событие проходит в рамках совместного проекта Дома журналиста и ГМЗ "Павловск" "Анна Зеленова – хранитель вечности", и рассказала, что Людмила Коваль трудится в музее более 45 лет, она не просто лично знала Зеленову, но и училась у нее.

"Это человек эпохи, легенда ленинградской культуры, который, действительно, остался в вечности. Необыкновенно скромная женщина, изящная и тонкая, но целеустремленная и с очень сильным характером. На фотографии мы видим простое русское лицо и круглые очки, которые она носила всю жизнь из-за слабого зрения. Она окончила Петришуле и параллельно – курсы чертежников, чтобы содержать пожилых родителей. Поняв, что в свои 20 лет что-то упускает, Анна Ивановна поступила на курсы экскурсоводов, начала водить экскурсии по Петербургу, а блестящее знание немецкого языка позволило ей поступить на экскурсионно-переводческое отделение Ленинградского университета. В 1934 году она приходит в Павловск экскурсоводом, но быстро становится ведущим научным сотрудником и всю свою жизнь отдаст Павловску", – отметила Людмила Коваль.

Людмила Коваль подробно осветила первые шаги Анны Зеленовой в Павловском дворце-музее, в частности, с успехом проведенную генеральную инвентаризацию музейных ценностей дворца, следы которой музейщики находят и сегодня, спустя 90 лет: многие предметы интерьеров бережно хранят записи Зеленовой. Полученный опыт она позже использовала при создании концепции организации Музея истории города в 1940 году.

Особое внимание лектор уделила главному предназначению Зеленовой – спасению музейных коллекций Павловска в 1941 году. За два месяца до того, как сомкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда, Анну Зеленову назначили ответственным уполномоченным по эвакуации Павловского дворца-музея. До этого, в тыл успели вывезти лишь один эшелон с экспонатами, из 24 тысяч коллекций Павловску полагалось эвакуировать только 1 тысячу собраний. В августе 1941 года, в 28 лет Зеленова стала директором Павловска. Все было подготовлено к тому, чтобы 31 августа 1941 года отправить экспонаты по железной дороге, однако осуществить намеченное не удалось – накануне фашисты заняли Мгу. Нужно было придумать новый план. Как удалось хрупкой девушке в короткий срок собирать вокруг себя увлеченных сподвижников и помощников и, по словам музейщиков, сотворить чудо – для многих еще долго оставалось загадкой.

"Анна Ивановна в своих мемуарах писала, как одна из сотрудниц, Катя Кукушкина, вспомнила про ковровые дорожки в кладовой и предложила перетащить все скульптуры на них в подвал. Придумали сделать к каждому постаменту деревянные сходни и обвязанную с помощью веревок скульптуру аккуратно стягивали с постамента. Представить, как из Кавалерского зала каждая огромная тяжелая античная мраморная статуя была снята и затем ее волоком волокли по этим ковровым дорожкам до лестницы в Египетский вестибюль, имеющей крутой поворот – невозможно. Анна Ивановна об этом не писала, только о том, как у Кати Кукушкиной появилась хорошая идея", – подчеркнула Людмила Коваль.

Лектор объяснила, когда статуя оказывалась в Египетском вестибюле, по Северной галерее ее спускали в подвал. Время поджимало, необходимо было спасти всю скульптуру, поэтому спали по 15 минут на там же, в Египетском вестибюле, на деревяшках, подложив телогрейки. Затем подвал замуровали и вход затерли землей с песком и листьями, чтобы он не выглядел как новодел. Тайник свою миссию выполнил – на протяжении всей блокады Ленинграда никто из оккупантов его не обнаружил. 

Постепенно остальные ящики с коллекциями Павловска вывезли в Ленинград. На последнем транспорте, который приехал за сотрудниками, Анна Ивановна попросила отвезти стопки рукописей, а сама покинула Павловск вечером 16 сентября 1941 года, когда фашисты уже вошли в парк с другой стороны. Всю ночь она вместе с главным хранителем музея, Николаем Вейсом, шли в Ленинград пешком.

Еще одной загадкой для многих современников оставался неповторимый стиль Анны Зеленовой. Платья с оборками и отложенными воротничками, легкие блузы с бантами, строгие костюмы, а зимой – приталенные пальто и стильные шляпки. Образ директора отличался от общепринятого. Не случайно, одна из известных модельеров впервые увидев Анну Ивановну на фотографии сказала: "это звезда стиля 1930-х годов". Близкие знали разгадку: чувство стиля и особый вкус помогла развить её мать, Анна Тимофеевна мастерица-белошвейка, долгое врем работавшая в корсетном ателье Пассажа.

"Она была не только ангелом-хранителем своей дочери, но и всех сотрудников Павловска. Она была матерью буквально для всех", – отметила Людмила Коваль.

Когда прорвали блокаду Ленинграда, Анне Зеленовой был 31 год. Она первой пришла в Павловск после его освобождения от фашистской оккупации. Дальше вся жизнь была подчинена основному делу ее жизни – восстановлению дворца и парка. В том, что Павловск возродится, она была твердо убеждена, несмотря на увиденные 24 января 1944 года руины Галереи Гонзаго, библиотеки Росси, оставшиеся после устроенного диверсантами пожара, и пройдя через изрытый траншеями парк, в котором в общей сложности были вырублено более 70 тысяч деревьев и кустарников. Начались работы по разминированию, затем – консервация, а потом взялись за саму реставрацию архитектурно-паркового ансамбля. Работы проводили по научной методике Зеленовой. Она предусматривала использование сохранившихся подлинных фрагментов отделки и спасенных коллекций музея, и послужила образцом для создания отечественной школы реставрации, возродившей шедевры национальной культуры.

"Анна Ивановна на вопрос о том, с чего началась реставрации Павловска, отвечала: с разрушений. Она не шутила. Нужно было разрушить все, что было сломано оккупантами, чтобы поставить строительные леса. Одновременно с дворцовыми, велись работы в парке. Вместе с помощниками она обмеряла, записывали, фиксировала. Анна Ивановна считала, что мало собрать подлинные дореволюционные и довоенные фотографии интерьеров, нужно фиксировать каждый момент в ходе реставрации. Для этого был приглашен фотограф, который создан фотоархив. И сегодня Павловск обладает огромнейшей фототекой", – подчеркнула Людмила Коваль.

В первые годы после войны было высажено около 65 тысяч деревьев. На субботники по посадке приезжали жители Ленинграда, школьники, молодежь. В 1970 году к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина власти отрапортовали, что Павловский дворец воссоздан полностью. Хотя восстановление ансамбля еще продолжалось.

"В 1977 году в возрожденном дворце Анна Ивановна праздновала 200-летие Павловска, а через год музей был удостоен ордена "Знак Почёта". Спустя год после ее несправедливого отстранения от дел и снятия с поста директора, сердце Анны Ивановны остановилось на одном из собраний. Проститься с ней пришли сотни людей, потому что для всех она была истинным символом Павловска", – поделилась Людмила Коваль.

В настоящий момент в Павловском дворце воссоздан Мемориальный кабинет Анны Зеленовой, где на полках шкафа можно увидеть необычные вещи: осколок от снаряда, который ранил ее на Невском проспекте во время блокады Ленинграда и расплавленные куски свинца с крыши самого дворца, которые упали на Анну Зеленову во время первого приезда после оккупации. Она назвала их "слезы дворца".

 

Текст и фото: Анна Огороднова

Заметили ошибку? Выделите её и нажмитеCtrl +Enter
Поделиться: