Не верь, вооружайся и спроси
Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв: "Говорить о фактчекинге нужно обязательно. Даже футурологи считают, что если не остановить поток фейк-ньюс, то через какое-то время люди перестанут понимать, где правда и где ложь, и может случиться всё что угодно, вплоть до атомной войны. Задача журналистов — бороться с недостоверными новостями, и это очень важно".
За 4 часа мероприятия фактчекинг рассмотрели со всех сторон. Обозреватель "МК", член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Ева Меркачёва рассказала о фактчекинге в журналистских расследованиях. Ольга Севастьянова из "Яндекс Дзена" презентовала программу проверки фактов в "Дзене". Юрист Центра правовой защиты журналистов Кристина Кадыкова уделила внимание правовой стороне вопроса. Первым же выступающим был доцент Института массмедиа и рекламы РГГУ, партнер "MediaToolbox" Максим Корнев, представивший свое видение фактчекинга и проблемы распространения фейковой информации.
По его мнению, сам термин "фейк-ньюс", закрепившийся в языке во многом благодаря Дональду Трампу, слишком расплывчатый. В английском языке есть термины "misinformation" и "dezinformation", которые более точны. Отметим, что оба эти английские слова у нас принято переводить как "дезинформация", однако их отличает, условно говоря, неумышленность или умышленность действия.
Misinformation – это непреднамеренный фейк, фейк-ошибка. Такие фейки пассивны и бороться с ними относительно легко. Их появление – это скорее свидетельство не очень качественной работы СМИ (или иного распространителя информации), не "выловившего блох" при подготовке материала.
Dezinformation – это уже преднамеренное распространение ложной информации, фейк-обманка. Эти фейки активны, за их производством стоит чья-то воля и чей-то интерес, и разоблачить их намного сложнее. И порой самая большая сложность, это отличить объективную информацию от ложной (далее в публикации мы будем именовать фейками именно фейки-обманки).
Мотивы распространения фейков могут быть самыми разными, Максим Корнев описал четыре основные группы:
1. Психологические мотивы: потроллить, поиздеваться, почувствовать себя "темным властелином", запустив фейк и наблюдая за его распространением;
2. Финансовые мотивы: привлечь внимание и его монетизировать;
3. Идеологические мотивы: продвижение политических, религиозных и любых других идей;
4. Научные мотивы: фейки могут запускать ученые, психологи, политологи, в качестве эксперимента с целью исследования того или иного явления.
Максим Корнев: "Было бы хорошо относиться к информации, как к еде. Мы уже привыкли смотреть на срок годности, на состав продукта… Здесь то же самое, надо смотреть кто источник, на что опирается, свежая информация или нам пытаются старую переупаковать и продать".
Свой личный рецепт фактчекинга Максим Корнев сформулировал, перфразировав известную фразу, как "Не верь. Вооружайся. Спроси".
"Спроси" для журналиста – это, в первую очередь, наработанная сеть доверенных источников и экспертов, умение найти квалифицированного эксперта в нужной теме.
"Вооружайся" – это понимание существующих схем создания и распространения фейков, которое требует изучения литературы и внимательного наблюдения за происходящими событиями, умение пользоваться инструментами проверки.
"Не верь" – это критическое мышление, которое, по мнению Максима Корнева, является самым главным принципом фактчекинга.
Максим Корнев: "На первом месте должны быть не инструменты, а принципы, в основе которых лежит критическое мышление. Чтобы сделать фактчекинг, нужно засомневаться в чем-то… Это работает в режиме сигнализации, ты видишь маркеры – непроверенная информация, отсутствие источника или сомнительный источник, шок-контент, - и возникает сомнение. Только после этого включаются инструменты проверки".
Запись инфорума доступна на ютуб-канале Союза журналистов России.