Культуры много не бывает

Новая встреча проекта "Мысли о смыслах" была посвящена телевидению и его роли в сохранении культурных ценностей. Заместитель генерального директора по производству тематических программ и спецпроектов телеканала "Санкт-Петербург" Ольга Разина рассказала об уникальных культурных проектах и приоткрыла тайну новогодней ночи на телеканале.

Начиная беседу с названием "Миссия – сохранить культуру", арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова вспомнила, как два года назад, участвуя в проекте "Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга", Ольга Разина сказала: "У меня есть миссия. И эта миссия – сохранение культуры". "Я запомнила эту фразу очень хорошо и, когда появился проект "Мысли о смыслах", сразу поняла, что мы хотим об этом поговорить. Ведь далеко не каждый человек может сказать -  у меня есть миссия…", - пояснила Ирина Иванова.

- Неужели я такое сказала? – смеется Ольга Разина. -  Миссия — это немного высокопарно. Я бы приземлила по лексике – у меня есть задача… Когда я начинала работать , я поняла, что всем хорошим, что я вижу, мне хочется поделиться. Мне хочется, чтобы то, что меня вдохновило, сделало сильнее, подарило свет и надежду, смогли разделить и другие люди.

Ольга Разина: "Телевидение – это возможность доносить какие-то важные вещи, мысли и смыслы до широкой аудитории. Только на большом телеканале в таком прекрасном городе есть возможность максимально громко, выразительно говорить о культуре и искусстве – темах, которые представляются мне важными. Это счастье, которое я оцениваю как невероятную возможность, что в наше время у телеканала "Санкт-Петербург" есть возможность заниматься культурными проектами".

Ольга Разина уверена, что мнение о том, что культурные программы зрители не смотрят, – это миф. Передачи о культуре, если их делают современно и с уважением к зрителю, столь же интересны зрителю, как и другие публицистические программы. Просто нужна хорошая команда и руководители, понимающие важность культуры для жизни нашего города.

"Малые родины большого Петербурга" - специальный проект телеканала "Санкт-Петербург" об исторических районах города, с их настроением, культурной средой и знаковыми архитектурными объектами. Историю места и времени  вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники. Передачи выходят по субботам в 20:55.

- Один из самых первых и устойчивых наших проектов – "Малые родины большого Петербурга". Его очень любят зрители. Часто возникают вопросы: "Кому это надо?", "Насколько это информативно"… Но есть такая вещь как рейтинг.  И рейтинги этой программы является доказательством, что нужны не только "интриги, скандалы, расследования"… Для телеканала очень важна позиция руководителя, и мне везло. Директором, который меня пригласил, был Сергей Михайлович Боярский – он понимал, что это важно.  У меня была возможность создать целое подразделение, был карт-бланш в реализации разных проектов. Потом пришел Борис Михайлович Петров, который тоже считал, что Петербург и культура неразделимы. И он даже стал позволять такие смелые поступки как "День Эрмитажа", потому что понимал, что даже если сейчас кто-то это не оценит, потом мы будем этим гордится. Это исторические проекты. Чем больше времени будет проходить, тем очевиднее это будет.

7 декабря 2019 года Эрмитаж праздновал свое 225-летие. В этот день на телеканале "Санкт-Петербург" в течение 8 часов шел телемарафон, посвященный музею. Невероятно сложный технически, очень разноплановый по подаче, с участием большого числа экспертов – столь масштабный проект вряд ли когда-либо был посвящен какому-либо другому музею мира.

В телемарафоне "День Эрмитажа" принимали участие директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, заместитель директора по научной работе Георгий Вилинбахов, директор ГМЗ "Царское Село" Ольга Таратынова, директор ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая, депутат Государственной Думы Сергей Боярский, министр культуры Омска Юрий Трофимов, директор центра "Эрмитаж-Сибирь" Фарида Буреева, директор центра "Эрмитаж-Италия" Ирина Артемьева, директор центра "Эрмитаж-Амстердам" Светлана Даценко и многие другие.

-  Для нас этот проект стал результатом всей предыдущей деятельности -  создания других программ, установления связей в культурном сообществе. И это был знак доверия. Идею, скажем прямо, не банальную и смелую по масштабам реализации поддержал Михаил Борисович Пиотровский и Борис Михайлович Петров. Ведь это спорно целый день говорить о культуре, с точки зрения интереса аудитории. Мой месседж, как продюсера, был в том, что Эрмитаж — это культурный центр нашего города, это культурный объект мирового масштаба, который определяет, в том числе, и статус нашей жизни в Петербурге. Эрмитаж – это "градообразующий музей". Такое количество людей, связей, смыслов выстраивается вокруг него. В итоге "День Эрмитажа" стал мультикультурным событием в реальном режиме времени. Это были и ток-шоу, идущие одно за другим, на которых обсуждались наисерьезнейшие проблемы из жизни музеев – взаимодействие с государством, туризм и так далее.  С другой стороны, это было телевизионное зрелище, которое требовало определенной драматургии, высокого темпа и ритма сменяемости эпизодов, чтобы было интересно смотреть.  Одна тема – день рождения Эрмитажа – оказалась необъятной, и географически - расположилась по всему миру, и по смыслам - от любого прохожего до министерства культуры.

Уникальный проект был высоко оценен в профессиональной среде. А уже через несколько месяцев планировались празднования в честь 125-летия Русского музея. Телеканал получил предложение сделать для него "что-то подобное".  Однако, жизнь внесла свои коррективы.

- Случилась пандемия. Но юбилей же никто не отменял. И мы решили сюжеты все равно снимать, в конце концов у нас есть эфир – есть программы "Утро в Петербурге", "Культурная эволюция" -  в любом случае эту тему мы будем отражать. И мы какими-то эпизодами, пока еще все не закрылось, начали снимать. Потом нас закрыли полностью, всех ведущих перевели на домашний режим.

В студию вернулись буквально за неделю до юбилея. И решили, что 125-летию Русского музея на телеканале быть. Даже историю с пандемией и ограничениями можно перевернуть в собственную пользу.  Благодаря великолепной команде редакторов, режиссеров, операторов, которых Ольга Разина упоминает и расхваливает всю беседу, за неделю была переделана концепция, проведены необходимые технические мероприятия, и 25 апреля зрителей пригласили на юбилей закрытого музея.

 "Русский музей. 125 лет".  Это самый непредсказуемый юбилей за всю его историю, когда залы дворцов пустынны, а шедевры находятся за закрытыми дверями. Генеральный директор Русского музея Владимир Гусев, у которого тоже в этот день юбилей, принимал поздравления на рабочем месте - в парадных залах Михайловского дворца. По видеосвязи его поздравили директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, председатель Попечительского совета ГРМ Владимир Евтушенков, артисты и музыканты Иван Ургант, Сергей Стадлер, Максим Леонидов и многие другие.

- Все организовывалось с учетом пандемии. Мы могли посадить только одного ведущего в студию, но должны были предусмотреть, что он может заболеть, значит должен быть дублер. Мы разработали какие-то невероятные схемы производства, с целью выйти в эфир с этим проектом, чтобы ни произошло. В Русском музее мы выбрали два исторических зала и посадили в них Владимира Александровича Гусева и Евгению Николаевну Петрову.  Камеры поставили специально таким образом, чтобы было видно пустоту зала, величие произведений и одиночество героя. Мы это подчеркивали, весь телемарофон транслировали зрителю то, что Русский музей, его праздник, его шедевры, не смотря ни на что, с нами и в этот день, и на протяжении всей нашей жизни.

Ольга Разина признается, что очень волновалась за рейтинг этой передачи.  День Эрмитажа показал неплохие результаты, не уронив долю канала, как опасались некоторые. Но День Русского музея в условиях пандемии… Будет ли интересно зрителю гулять по музею в это время? Достаточно ли зрелищным был проект, при учете требований самоизоляции…

- Когда получаешь рейтинг, там есть три цвета – зеленый, белый и красный. Красный – это катастрофа, белый – это хорошо, все в норме, зеленый – очень хорошо, передача поднялась выше, чем средняя доля канала. И, когда я увидела в рейтинге зеленый "День Русского музея" –  обрадовалась ужасно.  А потом пришел рейтинг за неделю…  Я нервно ищу наш Русский музей и не нахожу… И вдруг понимаю, что наш Русский музей находится на первой строчке. Наш, казалось бы, узконаправленный и малоинформативный проект, оказался самым рейтинговым проектом недели для телеканала, который при этом и про коронавирус говорил, и про политику, и про все, что нам положено всегда говорить.

Откуда же этот миф о том, что программы о культуре зрителю не нужны? Может быть дело не в самих программах, а в том, как их "готовят"? У Ольги Разиной есть своя продуманная и проверенная на практике стратегия.

- Я настаиваю и декларирую достаточно требовательно то, что мы должны учитывать, как нас смотрят. Русский музей в этом смысле был очень продуманным и по визуальной, и по смысловой части. У нас был очень высокий темп, смена сюжетов. Я считаю, что мы должны предлагать зрителю наш очень важный контент о культуре в приемлемой и понятной форме – адекватной, несложной, доступным языком, с понятным ассоциативным рядом. Профессионально подходя к подаче контента, мы должны находить то, что связывает человека с этой, может быть, узкоспециальной темой, включать его в просмотр...  Надо со зрителем говорить не высокопарно, а интересно. Всегда можно говорить о серьезных вещах интересно, просвещать деликатно, чтобы у человека не возникало страха "Ой, о чем они говорят". Телевидение – это массовое СМИ, и это наш знак уважения к зрителю.

Так как встреча проходит в декабре и приближается Новый год, конечно, речь не могла не зайти о новогодних передачах.  Телевидение эпохи пандемии как никогда ранее стало для многих "окошком" в мир. В этом году, когда подавляющее большинство привычных новогодних развлечений будет недоступно, к голубым экранам в новогоднюю ночь, наверняка, обратится еще больше людей, чем раньше.

- Я считаю, что телевидение сейчас – это предложение нашему зрителю какой-то компенсации того, чего он лишен в силу ситуации. Сейчас все оказались в сложной ситуации - отменены городские мероприятия. И в этом году новогодний концерт мы делаем в сотрудничестве с Комитетом по культуре. Комитет делает программу, приглашает артистов, мы уже обсудили места съемок – основные будут во дворах Капеллы. Это будет такой очень петербургский новый год с нашими любимыми петербургскими артистами.

Ольга Разина: "Должна быть очень серьезная и громогласная поддержка того, что культура, в Санкт-Петербурге по крайней мере, фундаментальная часть медиаполитики. Это наша жизнь, это жизнь людей, к которым мы с уважением относимся. Именно культура, в широком смысле слова, это то, что сегодня - при таких сложных вызовах – экономических, бытовых и так далее - дает людям надежду, помогает верить в будущее и примиряться со всеми обстоятельствами".

 

Журналист Алексей Ерофеев:  "Культуры много не бывает, тем более в Петербурге. Проекты телеканала, в которых мне посчастливилось участвовать -  "Малые родины Санкт-Петербурга", "Музыка и тайны" – имеют большое воспитательное значение. Так держать".

 

Журналист Игорь Алексеев: "Я скажу большое спасибо телеканалу за сохранение того малого, что еще осталось от ленинградского телевидения"

 

PR-директор ФОнда Андрея Петрова Василиса Сердобольская: "Я занимаюсь пиаром классической музыки довольно давно… Когда обращаешься в СМИ, называешь имена звезд оперы, балета, в ответ порой слышишь "наш редактор не знает, кто это такой" или "у вас неизвестные артисты". Говоришь: "Он в Ла Скала поет", а в ответ: "А что такое Ла Скала?".   Телеканал "Санкт-Петербург" — это какой-то оазис. Невероятно профессиональная команда, с редакторами программ общаешься на профессиональном уровне, ничего не надо объяснять. Среди наших телеканалов, наверное, это единственный, который всегда поддерживает".

 

Журналист Татьяна Артемова: "Я не очень телевизионной зритель, но, послушав Ольгу, буду чаще включать телевизор и смотреть телеканал "Санкт-Петербург". В ее рассказе прозвучало такое, уходящее сегодня,  состояние команды и командной работы, которое, во-первых, дарит радость тем, кто работает, во-вторых, тем, кто смотрит и слушает. Это то, чего нам сегодня всем очень не достает".

Заметили ошибку? Выделите её и нажмитеCtrl +Enter
Поделиться: