Красота спасет мир. В Домжуре оценили современное творчество
Панельную дискуссию под названием ""Красота" спасет мир" провели по итогам отбора жюри работ в номинациях "Живопись", "Графика", "Декоративно-прикладное искусство", "Арт-объект". Организатором проекта выступило некоммерческое партнерство содействия реализации культурных проектов "Искусство XXI век" в партнерстве с Санкт-Петербургским союзом художников, Санкт-Петербургским отделением Союза журналистов России, СПГХПА им. А.Л. Штиглица, Санкт-Петербургским союзом дизайнеров. Конкурс проводится уже четыре года, прошлые встречи были посвящены философскому осмыслению восприятия обществом современного искусства, арт-журналистике и инвестициям. Первый этап состязаний традиционно проходит в он-лайн формате, затем начинаются выставки отобранных работ.
"Идея этого проекта пришла просто: молодые художники, которые выходят из высших учебных учреждений, остаются не очень востребованы: им сложно, и некоторые просто теряются. Этот конкурс – для того, чтобы "пришить" им крылья. Чтобы решить социальную проблему с помощью премий, предоставления выставочного пространства и информационной поддержки молодых художников", – подчеркнула профессор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, академик РАЕН, член Санкт-Петербургского Союза художников Светлана Симина.
Эксперт добавила, что образ – самое главное в работе. Стилистика и техника не так важны, и если образ раскрыт, значит, художник смог себя реализовать.
"Сейчас участвуют более 350 молодых авторов и с каждым годом их количество прибавляется. Уровень работ растет, поэтому растет и планка оценки их творчества. Многие из участников конкурса прошлых лет уже стали полноправными членами Союза художников", – отметил председатель комиссии по работе с молодыми художниками Санкт-Петербургского союза художников Александр Немакин.
"Искусство – один из основных, ключевых инструментов самопознания, причем не только для художников, но и для людей, которые потом внимают этим произведениям. Если современные художники восхищаются академическим искусством, чувствуют внутреннее стремление к более традиционной технике, формам – это их право. Если у художника есть желание создавать что-то новое, оригинальное, не имеющее аналогов, я, как современный галерист, стремлюсь выбирать работы именно таких художников, именно такой запрос есть у современной аудитории", – рассказала галерист, основатель Askeri Gallery и онлайн-галереи современного искусства Art Online 24 Полина Аскери.
Заслуженный художник РФ, член Санкт-Петербургского союза художников, дипломант Российской Академии художеств, автор и руководитель международного проекта "ART forum PARALLEL WORLD painting and music" Александр Кондуров признался, что на выставке, где представлены работы в номинации "Живопись", был смущен, увидев не современное искусство, а "культурный слой 1950-х годов".
"Расскажу историю. Я был на раскопках в Старой Ладоге, где мне показали трехметровую яму и сказали, вот там – культурный слой 12 века. Меня это впечатлило потому, что я понял, что, занимаясь искусством, я когда-то попаду в такой же культурный слой. И по мне будут определять культурный слой моего века. Это знание заставляет меня думать и о других художниках в этом ключе: мы должны чувствовать ответственность, как художники, не за прошлое, не за будущее – за свое время. С другой стороны, совсем необязательно быть новаторами или что-то разрушать, дискредитировать. Важно заниматься своим делом. И если художник пишет пейзаж, который до него писали Левитан, Нестеров... Здесь тоже есть на что ровняться", – отметил Александр Кондуров.
Мысль о новаторстве поддержала предприниматель, коллекционер, основатель галерейного проекта "A-s-t-r-a" Алина Крюкова.
"Работая с большим количеством художников, просматривая их заявки на совместную работу с галереей, часто вижу высокий уровень профессионального мастерства молодых авторов, но почему-то очень редко они позволяет себе высказывания. И это то же, что мы видели при отборе для некоторых номинаций конкурса – не так много художников, которые позволили себе собственную мысль. Чаще это размышление на темы, которые уже были много раз подняты в искусстве. К сожалению, отсутствие возможности манифестации себя как художника, отсутствие аппарата, который бы позволил художнику проговорить все то, о чем он думает – с этим я часто сталкиваюсь. Это системная ошибка, которую нам всем стоит осмыслить", – отметила Алина Крюкова, добавив, что сегодня художнику поставлена задача зарабатывать, а значит думать только о продажах, что порождает коммерческое искусство. Эксперт уверена: необходимо разработать систему мер поддержки художников и их интеграции в мир искусства без обязательной ориентации на запрос рынка.
Резюмировала дискуссию руководитель Центра инновационных образовательных проектов Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, почетный академик Российской академии художеств, почетный работник высшего профессионального образования Татьяна Горбунова: "Если говорить о главных тенденциях – мы замечаем, что сейчас идет постоянный понятийный ряд: содружество, синтез. Если сравнивать, в те же 1960-е – 70-е годы, когда расцвело все из-за стабильности в экономике, политике – сейсмография художников тем не менее уловила будущие перемены. И эти перемены проявились практически во всех видах искусства. Скажем, в живописи была академическая дача, где реалисты работали на пленере и где появляется, к примеру, их удивительный многослойный мазок. А рядом монументалисты входят в станковый формат и вносят туда свои новшества, свой декоративный цвет, свое понимание отношений пространства и формы. В декоративно-прикладном искусстве керамисты из группы "Одна композиция", выпускники Мухинского училища, освобождают свои блюда и пласты от прагматических функций и тоже вводят их в станковый формат, ведя диалог со зрителем прежде всего через гротеск. Но все эти начинания идут по разные стороны баррикады. Художники разных направлений не принимают друг друга. Реалисты – тех, кто входит в станковизм вслед за ними, монументалисты в станковой живописи ставят свои задачи. Что же сегодня? Думаю, что конкурс выявил некоторые тенденции. В номинации "Живопись" на выставке представлены как работы академические, из Академии Репина, так и работы монументалистов из Академии Штиглица. Они рядом, идут в одной номинации, на одном сайте, в одной экспозиции. Хотя мало кто из живописцев выходит в какой-то другой вид искусства. А вот в графике – наоборот. Мы увидели на сайте, на экспозиции, что график может войти в номинации и как прикладник, и как живописец. Более того, даже в арт-объекты может войти. Сегодня нам такой масштаб возможностей был показан прикладниками, в частности, текстильщиками, что просто удивительно. Текстильщики все более часто и активно начинают выводить двухмерные текстильные полотна в трехмерные арт-объекты. Еще одна тенденция, что прикладники очень часто выходят и как живописцы, и как графики. В какой мере эта тенденция положительная, в какой нет – наверное, разбор полетов будет позже. Очевидно, что история с конкурсом может проливать свет на особенности сегодняшней художественной практики. Молодых художников нужно чаще приглашать на дискуссии, подобные нашей, и слушать, о чем они говорят. Потому, что мы порою не затрагиваем самых глубинных процессов, которые сейчас идут. А художники зачастую нам их являют своим творчеством, иногда не понимая сами, откуда". В конце выступления эксперт пожелала молодым художникам обрести сейсмографический слух, поскольку если они не покажут сегодняшний день, то может быть никто его и не увидит.