Концерт-монография «Фредерик Шопен»
Рассказывают, что Шопена однажды спросили, каким словом можно определить основное настроение его музыки. Композитор ответил, что в его родном польском языке есть такое слово — это "жаль" (zal).
Ференц Лист полагал, что в нем Шопену слышалась целая гамма разнообразных настроений "от жалобы и сожаления до ненависти", от неутешной скорби до "накипающей в глубине сердца неумолимой угрозы". По словам Листа, слово "жаль" "окрашивает все творения Шопена то в серебристые, то в огненно-пылающие тона".
Фредерик Шопен - музыкальный гений. В юном возрасте он - уже признанный композитор у себя на родине. Польша для Шопена - это не только бесконечная любовь, но и боль разлуки. Эту любовь к родине композитор пронес через всю свою трагически короткую, но наполненную творчеством жизнь. Чтобы лучше понять музыку Шопена, надо представить себе его человеческий облик. Каким он был - Фредерик Шопен?
С детства, подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной одержимостью, неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирожденным пианизмом. В 20 лет он - уже знаменитый композитор и пианист. Один из современников композитора говорил, что "погружаясь в музыку Шопена, люди начинают любить и понимать друг друга".
Шопен – гениальный выразитель чаяний и надежд польского народа, величайший представитель польской музыкальной культуры, художник-патриот. Весь внутренний мир Шопена - в его музыке. В полонезах, балладах он рассказывает о своей стране - Польше, о красотах ее пейзажей, о трагическом прошлом. "Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой!.. Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон не кончался..." (из письма Шопена). По воли случая (в 1830 году в Польше произошло восстание), он оказался в Париже, где познакомился с Листом, Берлиозом, Гейне, Делакруа. Адам Мицкевич был его лучшим другом, дом Поэта был постоянным местом встреч польских эмигрантов, на вечерах Адам Мицкевич читал свои поэмы, стихи, Шопен импровизировал, играл свои произведения, и в Париже произошла встреча Шопена и Жорж Санд.
Музыку Шопена нельзя спутать ни с какой другой, она узнается с первых тактов. Одна из учениц композитора, русская княжна Екатерина Шереметева, писала о своем учителе: "Он вдохнул душу в фортепиано. Он чувствует всю глубину сочинения, ему все доступно. Это гений, возвышающийся над всеми пианистами. Каждый звук проникает прямо в сердце... Он сыграл два ноктюрна. Мы слушали его, затаив дыхание, ибо боялись разрыдаться".
Программа концерта:
Блестящий полонез, ор. 3 для фортепиано и виолончели
Этюд До диез минор, ор. 10 N4
Революционный этюд до-минор, ор. 10 N12
Баллада соль-минор ор. 23 N1
Cоната соль-минор для виолончели, ор. 22
Посмертный Ноктюрн До диез минор, ор. 28
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Соль минор
Возрастные ограничения: 6+
Продолжительность: 1,5 часа без антракта.
Исполнители:
Ирина Бевзенко (автор программы, литературное слово)
Солисты: Лауреаты Международных конкурсов
Максим Маручек (фортепиано)
Денис Сатушев (виолончель)
Елизавета Петрова (скрипка)