Коллегия по жалобам на прессу разработала новомедийный стандарт

Это набор рекомендуемых правил подхода к отбору и распространению информации для не профессиональных журналистов, работающих в новых медиа

"Новомедийный стандарт" разработан Коллегией по жалобам на прессу и прошел экспертное обсуждение на научно-практической конференции 26 мая 2020 года. По мнению авторов, этот стандарт может быть признан приемлемым в понимании традиционных СМИ, использующих продукцию новых медиа, и пригодным к использованию самой Коллегией при рассмотрении жалоб на новые медиа.

Общественная коллегия по жалобам на прессу в последние годы всё чаще получает обращения в связи с публикациями новых медиа. Тем не менее, установленных "правил игры" в этой сфере еще нет. Поэтому Коллегия решила разработать собственные критерии и ориентиры, позволяющие минимизировать ошибки и угрозы гражданину и обществу при распространении новыми медиа информации, представляющей общественный интерес.В пояснении к документу отмечается, что "вводя понятие новомедийного стандарта, Коллегия исходит из того, что актор новых медиа — не профессиональный журналист, а потому и требовать от него следования нормам и правилам профессионального поведения журналиста, этическим стандартам, выработанным журналистами и для журналистов, и неправомерно, и нереалистично".

Коллегия подчеркивает, что новомедийный стандарт, конечно, не является жестким предписанием, а скорее ориентиром для непрофессионалов в сфере массовой коммуникации. И надеется, что данный стандарт будет замечен авторами новых медиа, и  хотя бы часть из них будет принята к устойчивому практическому применению.

Новомедийный медиастандарт

  1. Быть правдивым. Актор новых медиа не обязан соблюдать таких строгих требований к верификации публикуемой информации, как профессиональный журналист, но должен проводить проверку распространяемой информации в рамках доступных ему возможностей.
  2. Держаться в стороне от пропаганды. Актор новых медиа должен избегать вовлечения в пропагандистские и другие информационные кампании, в производство и распространение фейковых по содержанию и смыслу новостей.
  3. Ссылаться на источники. Актор новых медиа, уважающий свою аудиторию, должен указывать основные источники транслируемой информации, позволяя своей аудитории самостоятельно решать, доверять ей или нет. Если источник, на который дается ссылка, имеет сомнительную репутацию либо обнаруживает склонность к подходу "цель оправдывает средства", актор новых медиа должен обратить на это внимание аудитории.
  4. Отделять факты от мнений. Актор новых медиа не обязан быть беспристрастным и может заниматься защитой или отстаиванием тех или иных идей, но он определённо не должен выдавать мнения за факты.
  5. Исправлять ошибки. Ответственный актор новых медиа исправляет свои ошибки, причём таким образом, чтобы это было заметно и ясно аудитории. Он не удаляет и не переписывает посты, а добавляет в них обновления, объясняя, в чём именно заключалась ошибка, и транслируя новую, корректную информацию.
  6. Декларировать конфликты интересов. Актор новых медиа, дорожащий репутацией и с уважением относящийся к своей аудитории, стремится своевременно распознать ситуации конфликта интересов и избегать затягивания в них, пусть даже и невольного. Если избежать конфликта интересов невозможно, он информирует об этом аудиторию.
  7. Отделять рекламный контент от нерекламного. Новые медиа с большой аудиторией зачастую живут за счет рекламы. Вся реклама в таких проектах должна быть помечена так, чтобы это было понятно аудитории. Новые медиа не должны публиковать скрытую рекламу (рекламный контент, маскирующийся под нерекламный). О любом подарке, полученном от рекламодателей, должно быть сообщено публично. Любые попытки рекламодателя влиять на нерекламный контент должны безоговорочно отклоняться.

 

Общественная коллегия по жалобам на прессу – независимая структура гражданского общества, осуществляющая саморегулирование и сорегулирование в сфере массовой информации. Коллегия была создана в 2005 году неофициальным соглашением между более чем 80 средствами массовой информации и не медийными неправительственными организациями для осуществления функций третейского суда. Коллегия рассматривает жалобы аудитории средств массовой информации на нарушение профессиональной этики журналиста и медиаэтики. Первой и главной практической задачей Коллегии является внесудебное разрешение конкретных информационных споров.

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмитеCtrl +Enter
Поделиться: