Фотовыставка членов секции фотографии Санкт-Петербургского творческого Союза художников (IFA) «Восприятие -2022»

Фотовыставка членов секции фотографии Санкт-Петербургского творческого Союза художников (IFA) «Восприятие-2022» открылась 4 декабря в Доме журналиста. Выставка переехала из выставочных залов СПбТСХ, вход свободный. Подробности о выставке смотрите ниже в материале Михаила Рутмана (газета «Санкт-Петербургские ведомости»)

Жизнь через объектив. На Невском проспекте работает выставка "Восприятие-2022"

На Невском пр., 60, открылась очередная выставка "Восприятие-2022". Мероприятие это — традиционный ежегодный отчет о работе секции фотографии Санкт-Петербургского творческого союза художников. 130 работ 26 авторов. Есть на что посмотреть и о чем подумать. В том числе и о том, куда движется современный фотографический творческий процесс. Конечно, можно и усомниться: является ли столь небольшая выборка репрезентативной? И правомерно ли делать общие выводы на основании собственных субъективных суждений? Но само название выставки на субъективность и намекает.

Собственно, главный вопрос один: современная фотография — это в большей степени сумма технологий или произведение искусства? Не скрою, при взгляде на некоторые работы все чаще возникает впечатление, что их автор прячет за техническими "наворотами" отсутствие мысли и оригинальной идеи. А для некоторых, похоже, эти "навороты" и становятся идеей — единственной и самодостаточной. И когда, пытаясь понять, что же хотел сказать автор, начинаешь снимать шелуху этих ярких (чаще всего — компьютерных) "оберток", на выходе остается ноль.

Да, мастерством здесь владеет каждый — других в союз не берут, планка достаточно высокая. Но почему одно мастерство волнует, а другое оставляет равнодушным? Вот фотографии Ирины Успенской из серии "Мадонны". Тщательно воспроизведенные композиции — "кавер-версии" средневековых портретов. Автор явно работает "под Рафаэля". И все вроде грамотно: цвета и фактура одежды, позы натурщиц и младенцев, но… от всего этого веет холодом. Не Рафаэль!

А вот, казалось бы, бесхитростные по замыслу работы Сергея Хмелева из серии "Торжок". Луга и перелески, за ними — городок с церковками. Поле одуванчиков, за ними — забор. Все! А почему эти простенькие пейзажи греют душу и так хочется на них смотреть? Непонятно — магия!

Строгая геометрия "каменных джунглей" Валентины Милиной (наша газета неоднократно о ней рассказывала) вызывает ассоциации со звуками органа. А утонченная лирика Елены Кондратьевой в серии "Про красное" (красный зонтик, осенние листья и цветы, плывущие сквозь туманы) — это чистая поэзия. Здесь мастерство не мешает сердцу (и, не дай бог, не подменяет его), а помогает ему трудиться.

Художник или репортер? Всю жизнь балансирует на стыке этих двух профессий один из питерских фотомэтров председатель секции фотографии Сергей Компанийченко. В свое время заслуженную славу ему принесли два альбома о Валааме, над которыми он работал много лет. А недавно Сергей снова оказался в тех местах — как говорит, совершенно неожиданно для себя. Пригласили выступить в монастыре перед насельниками, рассказать о той работе. Естественно, взял с собой фотоаппарат. Но не цифровой, а классическую "лейку", заряженную черно-белой пленкой. И вот — "случайный" портрет: Алексей Достоевский, капитан судна "Василий Фокин". Старик с трубкой во рту. Лицо — судьба…

Среди участников выставки впервые появился и еще один мэтр, но уже кинематографический — известный российский кинорежиссер Сергей Дебижев. Недавно он получил приз за лучший документальный фильм 44‑го Московского международного кинофестиваля. Картина называется "Святой Архипелаг", снималась она на Соловецких островах, оттуда мастер привез и фотосюжеты. Молодой (как пояснил автор, только что прошедший постриг) монах бьет в огромный колокол. Бешеная энергия, страсть — все настоящее. Так и хочется сказать — верю!

Более сложные, и уже не только фотографического плана, раздумья вызывает молодое поколение. Вот работы только что принятой в союз Жаннет Шершицкой. Серия называется "Выход в вечность". Девушка сделала фоторепортаж… с похорон собственного отца. Мастерство обсуждать не берусь, для меня здесь скорее вызов этический. Уместно ли в такой момент держать в руках камеру? С другой стороны, ситуация на грани жизни и смерти — разве это не повод для глубоких мыслей? А, приподнявшись над собственной болью, попытаться заглянуть в вечность — разве это не отвага мастера?

Впрочем, пусть каждый посетивший выставку свои оценки даст сам. Работает она до 2 декабря.

Михаил Рутман

#ВЫСТАВКА#ФОТОГРАФИИ#НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ

Материал опубликован в газете "Санкт-Петербургские ведомости" № 224 (7308) от 29.11.2022 под заголовком "Жизнь через объектив".

Источник: https://spbvedomosti.ru/news/culture/zhizn-cherez-obektiv-na-nevskom-prospekte-rabotaet-vystavka-vospriyatie-2022/

Заметили ошибку? Выделите её и нажмитеCtrl +Enter
Поделиться: