Чем Петербург может удивить Китай

На идущем сейчас ХХ съезде Компартии Китая обсуждаются основные пути развития Китайской Народной Республики до 2035 года, Россия остается одним из ведущих партнеров страны. К 2024 году два государства планируют нарастить товарооборот до 200 млрд долларов. В Доме журналиста состоялась панельная дискуссия «Петербург – окно на запад, перспектива на восток. Технологические возможности Северной столицы. Чем мы удивим Китай».

"За 8 месяцев товарооборот с Китаем вырос в 1,5 раза. Это не только сырье и оборудование, но и новые виды товаров, от автомобилей до запчастей", -- говорит Александр Ходачек, президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Но сразу выявились логистические проблемы. Существующие традиционные коридоры не справляются с объемами перевозок, говорит ученый. По Транссибу каждые 20 минут проходит грузовой состав. Открылся новый железнодорожный 15-дневный путь из Харбина до Москвы, по Северному морскому пути можно достичь и китайских портов. "Вопрос в том, чем насытить эти логистические коридоры", -- продолжает ученый.

Из Китая в большем объеме будут приходить сложная бытовая техника, новые системы кондиционирования. Россия может поставлять продукцию агропромышленного комплекса, сложные электротехнические изделия, контрольно-измерительные приборы; конкретно из Петербурга -- элементы продукции химического машиностроение, изделия из пластмасс. Петербург может предложить подготовку специалистов для совместного использования Северного морского пути, участия в экспедициях на платформе "Северный полюс", подготовку моряков для работы в арктических широтах. "Если раньше мы смотрели на участие китайских судов как на элементы конкуренции, то сейчас можем говорить об элементах совместной деятельности по использованию возможностей Северного морского пути".

Недавно шесть стран Евросоюза восстановили объемы торговли с Россией до февральских значений. Но, считает Александр Ходачек, "проще дружить, когда уверен в завтрашнем дне": нарушены практически все контрактные обязательства с целым рядом европейских стран, и нет гарантий, что они не будут нарушены вновь.

Китай в 2021 году обогнал по валовой продукции все 27 стран Евросоюза, вместе взятые, говорит Чэнь Чжиган, гендиректор "Российско-Китайского бизнес-парка", председатель Китайского общества Санкт-Петербурга. В Китае 400 млн человек – средний класс. Между тем, есть внутренние проблемы: слабый внутренний инвестиционный рынок, избыточные производственные мощности, слишком много коммерческой инфраструктуры, которая пустует.

 "Сегодня мы понимаем, что основным ориентиром для нас вместо Европы становится Азия. Но бизнесу должно быть комфортно с обеих сторон", -- считает Дмитрий Панов, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения "Деловой России". Комфорту мешает разница культур – точнее, неготовность ее осознавать.

Эта разница проявилась, например, на недавней встрече петербургского бизнес-сообщества с Чэнем Чжиганом. Встреча была рассчитана на полтора часа, но затянулась на три. При этом некоторые петербургские бизнесмены стали уходить уже через час, хотя речь шла о развитии деловых отношений с Китаем: экономических особенностях провинций, оформлении документов, компаниях.

Чэнь Чжиган сравнивает переориентацию России с Запада на Восток с непривычным упражнением: "Как человек, когда качается в спортзале: мышцы привыкли, и поворачиваться по-другому им нелегко".

Российский бизнес -- носитель европейской бизнес-культуры, согласна Екатерина Лебедева, вице-президент Союза "Санкт-Петербургская Торгово-промышленная палата". "Мы заметили, что он настроен на очень быстрый результат: сегодня поговорили, завтра контракт. Это не так: с китайскими партнерами надо долго устанавливать доверительные отношения. Хочешь сотрудничать с Китаем – надо запастись терпением".

Однако терпение нужно проявить вовсе не в готовности дожидаться, а в готовности детально разработать свои предложения для китайских партнеров. Татьяна Уржумцева, директор НИЦ изучения социально-экономических проблем стран АТР (СПбГЭУ), исполнительный директор Ассоциации "Китайский деловой центр", говорит: "Китайский бизнес работает быстро, если видит свою выгоду. Если мы эту выгоду показываем, то вы сегодня поговорили – и сегодня же будете иметь контракт. Если  вы не были готовы к разговору с китайским бизнесом, то ждать будете долго".

Например, как рассказывает Дмитрий Панов, китайская провинция Шаньси настолько заинтересована в сотрудничестве с Россией, что взяла на себя приезд нашей деловой делегации и предоставила бесплатно 3 тыс. кв. м для демонстрации российской продукции. Скорее, по мнению депутата, российскому бизнесу нужно четче формулировать свои цели на китайском рынке. "Надо обязательно найти себе в Китае делового партнера, и нужно понимать, для чего вы делаете компанию. Пока лучше действовать через компании, которые уже успешно работают в Китае".

Инвестиции Китая в Россию не превышают 5%, комментирует Дмитрий Панов, но китайцы "крайне заинтересованы в развитии новых инвестиционных направлений". Китай хочет показать продукцию не только низкой ценовой категории, но и средней, готов поставлять аналоги западного медицинского оборудования, строительные материалы и технологии (китайцы ставят рекорды по скоростному возведению небоскребов). Китайская сторона заинтересована в разработке новых туристических маршрутов, в том числе по Северо-Западу. При этом, по словам депутата, далеко не во всех существующих петербургских направлениях туризма  есть обученные гиды. И это проблема касается и других сфер.

"В стране 80 тыс. китаистов. Но лишь 20% из них трудоустроены по специальности", -- приводит статистику Татьяна Уржумцева. Трудоустройству мешает то, что китаисты могут быть компетентны в языке, но далеко не всегда – в конкретной отрасли. Другая проблема – в том, что и у российского бизнеса еще нет понимания, чем наличие китаиста в компании может продвинуть бизнес в Китае.

С обеими проблемами надо работать, консультации и обучение могут взять на себя вузы, где есть китайские отделения, уверена Татьяна Уржумцева: "Чтобы работник отвечал запросам экономики, его подготовка должна состоять из трех компонентов: отрасль, язык и подготовка в межкультурной коммуникации".

Ссылаясь на тему дискуссионного клуба, "Чем мы удивим Китай", Александр Ходачек напоминает, что Петербург всходит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а "за культурой идет экономика". Кроме того, наш город силен в точном машиностроении, аэрокосмической промышленности, разработках в авионике, определенных направлениях медицины.

 "Нам Китай ничем удивлять не нужно, нам нужно выстраивать хорошие прагматические стратегические отношения", -- считает Екатерина Лебедева. В Китае, как и у нас, есть особые экономические зоны, с различным таможенным режимом, льготами. Российскому бизнесу нужно присмотреться к этим механизмам. И быть готовым изменяться. Например, в Китае традиционно хорошо воспринимаются российские продукты, они считаются экологичными, но производителю придется адаптировать под китайский рынок и рецептуру и упаковку.

По словам Дмитрия Панова, правительству страны подано предложение сформировать в регионах инвестиционные проекты по критически важны для этих регионов направлениям экономической деятельности. С четкой прозрачной финансовой моделью, утвержденной банками-партнерами – такой, которую можно будет представить и представителям Китая.

Текст: Анна Борисова

Заметили ошибку? Выделите её и нажмитеCtrl +Enter
Поделиться: