Блогер - модное явление или профессия будущего?

Всероссийский центр изучения общественного мнения и Центр социального проектирования "Платформа" провели исследование об отношении россиян к блогерам.

Актуальность исследования не подлежит сомнению. Количество блогеров и блогов растет, растет и их влияние на общество. По мнению исследователей сейчас в общем течении выделилась новая лидерская группа - инфлюенсеры, которые "быстро профессионализируются и превращаются в "людей-брендов", организуют работу целых "медиа-заводов" и успешно конкурируют с традиционными медиа".

Инициативный всероссийский опрос "ВЦИОМ-Спутник", посвященный блогерам, был проведен 5 сентября 2020 года, и позволил исследователям сделать следующие выводы:

• Происходит постепенная профессионализация блогерства в восприятии аудитории. Блогер сочетает в себе образы трендсеттера, общественного активиста и бизнесмена.

Исследователи отмечают, что в последние три года наблюдается некоторый рост доли тех, кто называет блогерами "журналистов, работающих в интернете" (с 2% до 8%), и сокращение почти вдвое доли респондентов, не знакомых со значением слова "блогер" (с 26% до 14%). Но связывают это не со сближением образа новых и традиционных медиа, а с выходом в блогосферу известных журналистов.

• Одним из побочных эффектов профессионализации является уверенность большинства респондентов в том, что блогеры искусственно завышают долю своей аудитории. Теряется также образ независимого от государства и бизнеса игрока.

Зачем люди ведут блоги? В числе причин, называемых респондентами, на первом месте ответ "Ради заработка" (68%), на втором - "Чтобы привлечь к себе внимание" (40%) и лишь на третьем "Чтобы поделиться мыслями, информацией с другими людьми" (32%)

• Основной аудиторией блогеров остается молодежь, но к настоящему времени им удалось широко встроиться в процессы информационного потребления, в том числе за счет влияния ядра своей аудитории на более старшие поколения.

• Преимущества блогеров в сравнении с традиционными СМИ — в персонализированности, креативности и скорости реакции на повестку, что вызывает доверие и позволяет привлекать большее внимание — главную "валюту" для современного медиа.

По мнению исследователей, "дефицит объективности, редакционных фильтров, которые позволяют в классических СМИ отсеивать недостоверную информацию, не является фатальным препятствием для роста блогерства. В конечном счете блогер продает не факт, а эмоцию. В этом сила и одновременно слабость блогера по сравнению с традиционными медиа. Продукт блогера намеренно персонализирован и как раз этим интересен аудитории. Медиа также периодически делают попытки персонализации своих материалов, вводя авторские колонки или программы, однако их возможности в этом поле всегда будут ограничены структурой института СМИ".

• Профессия блогера пока не воспринимается как серьезная, в основном в ней видят модное преходящее явление. Однако интерес к профессии растет в Москве и Санкт-Петербурге — центрах, которые формируют тренды. Поэтому можно с определенной долей осторожности заключить, что в обозримом будущем интерес к блогерству как к реальной профессии укрепится.

На фоне дискуссий и фундаментальных изменений на рынке труда в XXI веке исследователи особое внимание уделили вопросу, станет ли профессионализация блогеров устойчивым трендом или это достаточно краткосрочный всплеск моды, после которого наступит затухание интереса к этой деятельности. Хотя большинство все еще не рассматривает эту деятельность как профессию, опрос показывает, что среди молодежи доля позитивных ответов существенно выше (50% среди тех, кому от 18 до 24 лет). Кроме того, интерес к профессии блогера, хотя и нельзя назвать массовым, тем не менее значителен. Каждый десятый россиянин хотел бы видеть своих детей или внуков в качестве представителей этой профессии (14%), а среди 18-24-летней молодежи таких почти в два раза больше (25%)

 

Инициативный всероссийский опрос "ВЦИОМ-Спутник". В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Подробнее на сайте ВЦИОМ

Заметили ошибку? Выделите её и нажмитеCtrl +Enter
Поделиться: