Арт-журналист – как учить и где учить?

В Доме журналиста обсудили вопросы взаимодействия художников и журналистов. Практически все участники дискуссии "Арт-журналистика. Взгляд в будущее" сошлись во мнении, что для качественного освещения искусства журналисту нужны дополнительные знания. Вот только какие именно, в каком объеме и, главное, как эффективно организовать процесс обучения – пока вопрос открытый.

Дискуссия проводилась в рамках проекта "Арт-журналистика. Взгляд в будущее", реализуемого Санкт-Петербургским отделением Союза журналистов России совместно с АНО "Санкт-Петербургский центр информационной поддержки" (Дом журналиста) и  Некоммерческим партнерством содействия реализации культурных проектов "Искусство ХХI век" на средства гранта Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Администрации Санкт-Петербурга.

Общение проходило в смешанном формате: часть спикеров выступала в Доме журналиста, часть – подключалась через Zoom. И аудитория, благодаря прямой трансляции дискуссии, тоже была намного больше, чем в современных ограниченных пандемией условиях мог вместить конференц-зал на Невском, 70. Как образно выразилась арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова – оффлайн-модератор дискуссии – обсудить арт-журналистику все собрались "в сложносочиненном реально-виртуальном пространстве". Онлайн-модератор - представитель НП "Искусство XXI век", журналист и художник Ника Куковицкая сразу определила направление беседы, отметив, что изобразительное искусство сейчас практически не присутствует в повестке СМИ.  "Мне бы хотелось, чтобы на этой дискуссии мы поговорили о принципах освещения изобразительного искусства. Конечно, существуют такие очень ценные профессионалы как искусствоведы. Но искусствоведение — это все же наука, а популяризаторы изобразительного искусства — это журналисты".

Председатель Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России, главный редактор газеты "Санкт-Петербургские ведомости" Дмитрий Шерих, приветствуя участников дискуссии, отметил ее важность для журналистского сообщества.

Дмитрий Шерих: "Для Союза журналистов важно, что это мероприятие способствует диалогу между журналистами и художниками. Диалог, умение находить общий язык с профессиональными сообществами — это одно из самых главных качеств журналиста. Наиболее профессиональные журналисты это те, кто находят общий язык и пишут так, что их понимают и читатели, и профессиональная аудитория".

Актуальность дискуссии подчеркнул член правления СПб отделения СЖР, директор музея Суворова, глава Комиссии по культуре Общественной палаты СПб Владимир Гронский, отметив, что общество переживало период "потребительского бума", а сейчас "приходит в себя", и наступило время активно обсуждать такие вопросы. Он поделился воспоминания о том, как, начиная карьеру  в "Ленинградской правде", занимался темами культуры, например, ходил в мастерскую к Аникушину, где скульптор сам рассказывал и показывал журналисту чем, он занимается. И материалы получались интересные, вызывающие интерес творческой професси. Тогда публикации обычно строились на личностях, и сейчас наступило время возвращаться к такому подходу.

Владимир Гронский: "Очень важно вызвать у людей интерес к творцам.  И наиболее актуален вопрос подготовки журналистских кадров. Мне кажется, начинать надо со стороны художников, творцов. Они должны проявлять инициативу, вызывать у журналистов интерес к своей профессии. А как? Можно прийти и рассказать, можно пригласить студентов в мастерскую, показать наброски, рождение полотна, то, что сокрыто от глаз большинства людей, в том числе и журналистов. Если творческое сообщество художников проявит инициативу в этом направлении, тогда мы вырастим новое журналистское племя, которое бы интересовалось искусством, чувствовало его, понимало всю сложность этой профессии и радость творчества".

По мнению участвовавших в дискуссии преподавателей, как художественных вузов, так и журналистских, приставка "арт" к слову журналист предполагает дополнительное образование. Качественно писать об искусстве, не разбираясь в искусстве, невозможно.

Доктор искусствоведения, декан факультета теории и истории искусств, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Светлана Грачева уверена, что сейчас уже появилась аудитория подготовленных читателей, и не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах, которые не хотят "потреблять суррогат". И наиболее удачными являются те арт-журналисты, которые имеют и журналистскую, и искусствоведческую подготовку. В числе примеров она упомянула, например, тележурналиста Юлию Панкратову – ведущую программы на телеканале "Культура" и арт-блога в YouTube, которая, поняв, что хочет специализироваться в области искусства, получила второе высшее образование в Академии художеств.

Светлана Грачева: "Современное многоуровневое образование дает возможность учиться журналистике на бакалавриате, а потом искусствоведению в магистратуре, или наоборот. И когда есть такая подготовка – это наиболее удачные примеры. Cейчас наступило время более комплексных подходов. Надо институциям объединяться и взаимодействовать более активно".

С этим мнением согласилась и профессор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, доктор искусствоведения, член Санкт-Петербургского союза художников Элеонора Глинтерник. Она отметила один маленький, но очень важный нюанс в современной журналистике, который приобрел системный характер.

Элеонора Глинтерник: "Очень важна в современной журналистике культура подачи материала. Например, чаще всего в репортажах с открытия памятника или мемориальной доски журналисту даже в голову не приходит назвать имя автора работы, которую открывают.  И это не недостаток эфирного времени, а недостаток профессиональный".

Надо отметить, что некоторые образовательные программы по арт-журналистике в петербургских вузах все же есть.

Доцент кафедры искусствоведения Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, член Союза художников России и Санкт-Петербургского союза дизайнеров Ксения Бандорина рассказала об обучении арт-журналистике, отметив, что это очень живой, постоянно эволюционирующий, процесс.

Ксения Бандорина: "Нам, искусствоведам, сегодня очень важно начать коллаборацию с журналистами. Художники пользуются для построения идеальной композиции "золотым сечением", и нам бы хотелось найти такое "золотое сечение" в арт-журналистике, создать метод, который позволит и грамотно, и доступно доносить информацию об искусстве и художниках до современного читателя".

Профессор Высшей школы журналистики СПбГУ Марина Воскресенская с сожалением отметила, что в целом отношение к творческой сфере в обществе существенно изменилось. Изменилось и журналистское образование, в котором ранее стоявшие во главе угла общекультурные гуманитарные предметы играют все меньшую роль. Рассказывая о магистерской программе "Журналистика в культурной жизни общества", в рамках которой есть курс "Арт-журналистика", профессор поделилась мечтой готовить журналистов еще более узкого профиля.

Марина Воскресенская: "Наша магистерская программа дает широкий взгляд на культуру, на разные ее сферы, но искусство не стоит здесь в центре. У меня же давно есть мечта готовить людей, которые именно об искусстве могут говорить предметно и компетентно, могут выстроить живой разговор с разной – более или менее подготовленной – аудиторией. Но пока не вполне понятно, как научить журналистов говорить об искусстве, какие именно знания нужны, на каком уровне они должны ими владеть … Тут нужен диалог и с художниками, и с искусствоведами. И это замечательно, что мы начали налаживать профессиональные связи в этой области".

Занимаясь высоким искусством, художники, тем не менее, живут в реальном мире с его насущными проблемами. Например, Ника Куковицкая рассказала, что этим летом из-за пандемии художники лишились местных профессиональных льгот при посещении художественных музеев, которое художникам так необходимо для совершенствования навыков, поддержания уровня "насмотренности", пополнения своей визуальной базы. Она сообщила, что члены Санкт-Петербургского союза художников готовят обращение о закреплении льгот на бесплатное посещение музеев и пригласила присоединиться к инициативе другие творческие союзы. Решить эту проблему художники хотят законодательно на федеральном уровне, чтобы члены всех творческих союзов России имели льготный доступ во все музеи страны.

Тему законодательного регулирования поддержал советник по культуре и искусству заместителя Генерального секретаря Совета МПА СНГ, член-корреспондент Российской Академии художеств, главный редактор журнала "Содружество искусств" Андрей Блиок, напомнив, что последний закон о культуре был принят еще в 1992 году, в стране, которой уже нет. Новый закон, который обсуждается сейчас, по его мнению, "интересный и мягкий", но именно поэтому у него оказалось достаточное количество критиков, желающих ужесточить отношение государства к организациям и деятелям культуры.

Андрей Блиок: "Вопросы, которые здесь поднимаются, острые и на протяжении многих лет так и не нашедшие решения. Мне хочется верить, что "Арт-Старт" даст толчок и поможет журналистам в Санкт-Петербурге смотреть на художников не только с точки зрения коммерческой выгоды, но и с точки зрения помощи своим коллегам".

То, что художники и журналисты, по большому счету, коллеги по творческому цеху отметили и Владимир Гронский, и Сергей Компанийченко – фотожурналист, член Правления СПб отделения СЖР, председатель секции фотографии СПб Творческого союза художников. Художественная фотография, можно сказать, в какой-то мере объединяет журналистику и изобразительное искусство, но и фотохудожники не чувствуют интереса к своему творчеству со стороны журналистов.

Сергей Компанийченко: "Наша секция фотографии насчитывает около 100 активно действующих членов. У нас тоже масса проблем, которые созвучны с теми, что сегодня обсуждали. Главная из этих проблем – это доступность широким массам. Например, мы ежегодно устраиваем выставки, отбирая на них лучшие работы членов секции из созданных за год.  Но, к сожалению, эти выставки не освещаются в СМИ должным образом". 

Подведением итогов дискуссии стало выступление доктора философских наук, профессора, почётного академика Российской академии художеств, руководителя Центра инновационных образовательных проектов СПГХПА им А.Л.Штиглица Татьяна Горбуновой. Она согласилась с тем, что арт-журналисту желательно пройти обучение в художественном вузе, в любой форме. Необходимую теорию можно изучить и в других местах, но аура непосредственного общения с художниками, прямого контакта с ними, незаменима.

Татьяна Горбунова: "Арт-журналистика – это, безусловно, тема междисциплинарная. Легко захотеть воспитать хороших арт-журналистов, трудно сделать. Хочется на будущих встречах уже не только обсуждать, но и предлагать, делать какие-то выводы, может быть даже формулировать рекомендации и отправлять их в министерство образования. Думаю, на этой площадке совместно мы сможем решить многие вопросы. И я уверена, что судьба арт-журналистики и арт-журналистов в будущем будет очень интересной".

Завершилась дискуссия посещением выставки "АРТ-СТАРТ. Лучшие молодые художники. Премия СПб", где авторы представили журналистам свои работы, тем самым тут же воплотив в жизнь главную идею дискуссии и всего проекта - диалог между художниками и журналистами.

Фото: Дмитрий Соколов

Запись прямой трансляции дискуссии
Фоторепортаж
Заметили ошибку? Выделите её и нажмитеCtrl +Enter
Поделиться: