Александр Чернушенко: "Не столько я создал оркестр, сколько оркестр создал меня"

Как становятся музыкантом? Какое место классическая музыка занимает в современном мире? В чем она может нам помочь, и чего лишают себя те, кто не приучен ее слушать? Об этом и многом другом беседовала арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова с народным артистом России, художественным руководителем и главным дирижером Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга Александром Чернушенко 28 января в Доме журналиста на встрече проекта "Мысли о смыслах".

"Когда люди серьезно с детства занимаются музыкой, она и составляет смысл их жизни, а своим искусством они открывают какие-то новые смыслы нам, - начиная беседу, сказала Ирина Иванова. И поинтересовалась у гостя: "Когда вы решили, что будете музыкантом?"

"Значительно позже, чем принято думать, - честно признался Александр Чернушенко. – В период обучения в хоровом училище сказать, что я был безумным энтузиазмом, сложно. Я был дворовым мальчишкой, музыка скорее меня отвлекала от возможности поиграть в футбол или пострелять из рогатки. Но поскольку я учился в хоровом училище, то к никакой другой профессии был просто не пригоден. Это специфическое образование, времени и возможности иметь увлечения, связанные с другими специальностями, просто не оставалось. После окончания училища куда податься? Только в консерваторию. Хотя сразу после училища я в консерваторию не поступил…"

Сейчас уже трудно представить, что народного артиста России Александра Чернушенко, сына известного дирижера, народного артиста СССР Владислава Чернушенко могли не принять в консерваторию. Но, тем не менее, попал туда юный музыкант не с первой попытки.

"Я поступил на хоровой факультет, что было предопределено предыдущим образованием. Но и после поступления у меня не произошло такого переключения, чтобы я захотел заниматься этим делом серьезно. Хор, хоровое дирижирование не смогли меня увлечь. Но в какой-то момент, на одном из концертов в Капелле, я вдруг ощутил нечто, скорее из области эмоционального, что меня подвигло найти новую тему для своей жизни".

Будучи студентом хорового факультета, юный Александр Чернушенко из своих друзей и однокурсников создал оркестр, который позже, в 1991 году, воссоздал как Симфонический оркестр Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга.

Александр Чернушенко: "Трудно сказать, кто кого сделал, я оркестр или оркестр меня. Мне кажется, не столько я создал оркестр, сколько оркестр создал меня".

"Тогда считалось совершенно нереальным, да и сейчас маловероятным, создать свой коллектив, - рассказывает Александр Чернушенко. – Но такие слова как энтузиазм, идея, в те времена были естественны.  Вопрос: "А что я за это получу?" был на последнем месте. И мы создали небольшой оркестр, упражнялись сами по себе. А в какой-то момент в Консерватории решили устроить смотр симфонических оркестров, и нам предложили поучаствовать. После этого смотра декан дирижерского факультета сказал: "Вы приняты на отделение оперно-симфонического дирижирования, но пока мы не знаем на какой курс". Я тогда заканчивал 3 курс хорового факультета, и летом было принято решение, что я задержусь на 3 курсе, но уже на другом факультете. Это был редчайший случай, я не закончил одно образование и перешел на другое".

Осенью этого года симфонический оркестр Капеллы отметит свое 30-летие. Основу оркестра 30 лет назад составили выпускники и студенты Санкт-Петербургской консерватории. И на протяжении всего времени существования оркестр является своего рода теплицей по выращиванию молодых талантов.

"Когда мы создавали оркестр, было понятно, что взять лучших музыкантов у нас не получится, они сидят в заслуженных коллективах. Взять среднего уровня — это значит сразу определить уровень оркестра. Ставку можно было делать только на молодых, с дальнейшими перспективами, и все время с ними возиться, чтобы в конечном итоге все-таки получился достойный результат. И нас растаскивали достаточно активно. Помню, как на дирижерском конкурсе, который наш оркестр обслуживал, Юрий Хатуевич Темирканов посидел-послушал и говорит: "А почему тромбоновая группа в Капелле лучше, чем в Филармонии? Всех в Филармонию"… Или, например, есть такая специфическая специальность – английский рожок. Этим инструментом специально не занимается никто, а мы вынуждены были этим заняться. И в итоге обеспечили английскими рожками все оркестры города и не только".

Александр Чернушенко: "За 5 лет вокально-инструментальный ансамбль какой-нибудь может создаться, заработать и развалиться.  Для симфонического оркестра 5 лет — это младенческий возраст. Так что 30 лет для нас – это, может быть, уже не детство, но и не много".

Дирижер, выходящий на сцену, выглядит полководцем – уверенным в себе и ведущим за собой. Но Александр Владиславович признается, что несмотря на многолетний опыт и признание заслуг, он скорее человек сомневающийся.

"Когда я занимаюсь какими-то бытовыми вещами, я спокоен и сомнений нет. В том же, что касается музыкальной профессии, я по сей день все равно сомневаюсь, - признается Александр Владиславович. - Я никогда не уверен абсолютно в том, что я делаю. Я больше доверяю оркестру и публике. Поймать ощущение полного удовлетворения — это редчайшая история. К тому же, особенно в Капелле, почувствовать результат того, что ты сделал, трудно в связи с акустическими особенностями. В Капелле почти церковная акустика, она дает лучший результат где-то с 10 ряда и дальше, и на балконе.  А самые невыгодные акустически места – это места дирижера и солиста".

Александр Чернушенко: "У дирижера часто основная задача – не путаться под ногами оркестра и не мешать ему исполнять. Оркестр бывает значительно более прав, чем дирижер".

Хотят ли молодые люди слушать классическую музыку? Умеют ли это делать? По мнению Александра Чернушенко ситуация не настолько безнадежная, как порой кажется.

"Были моменты, когда оркестр выходил на сцену большим составом, чем присутствовало публики в зале, когда в Капеллу приходили в основном люди старшего поколения. Но сейчас (когда было разрешение на стопроцентное посещение) зал почти всегда обеспечен полностью. И мы видим много молодых лиц. Учить слушать классическую музыку, конечно, надо. И надо начинать с детей, не только тех, кто учится в музыкальных школах. Я давно воюю за то, чтобы как можно больше детей привлекать на наши концерты. Когда слушатели пришли, их можно воспитать концертом, но, чтобы пришли, их надо поймать и привести".

Александр Чернушенко: "Музыкальный мир, к сожалению, мало отличается от всего окружающего. В нем тоже достаточное количество жуликов. Иногда качество подменяется пиаром, современными технологиями и так далее. Часто говорят: "Музыка лечит", но очень хочется, чтобы тот исполнитель, который этой музыкой лечит, сам был здоров".

Участники встречи

Елена Самарская: "Мне кажется, что слушать классическую музыку — это необходимо человеку для полноценной жизни. Музыка проникает в такие глубины души, мозга, в конце концов, для здоровья полезно. У человека, который понимает и умеет слушать музыку – богатый внутренний мир, с ним интереснее общаться".

Варвара Федорова, журналист, победитель конкурса "Арт-Старт": "Мне кажется, что классическая академическая музыка, в первую очередь, дает объемное восприятие мира. С одной стороны, она очень сильно влияет на способ мышления, это как изучение иностранного языка, с другой стороны, это еще и культурный код, это понимание в какой стране ты живешь, как развивается мир. Я не представляю себе жизнь без академической музыки.  Есть стереотип, что молодые люди не слушают и не понимают, это расстраивает. Мне кажется, что молодых слушателей у Капеллы достаточно много и хочется, пожелать, чтобы их было больше и больше".

Владимир Погорецкий, первая скрипка Симфонического оркестра Капеллы: "Зачем человек идет на концерт? Мне кажется, потому что на концерте можно получить впечатление на всю жизнь.  Я раньше не понимал, когда люди старшего поколения вспоминали: "Вот мы в 1963 году были на концерте Мравинского, он так исполнял симфонию, что до сих помню…" Но на самом деле бывают такие концерты… Поэтому на концерты нужно ходить, ведь, если повезет, можно получить такое впечатление".

Сюжет на "Первом канале Санкт-Петербург"
"Династия Чернушенко и ее музыкальная история"

(фрагмент беседы в Доме журналиста с 3 минуты)

Заметили ошибку? Выделите её и нажмитеCtrl +Enter
Поделиться: