45 лет политики реформ и открытости в КНР: уроки и перспективы
Буров Владилен Георгиевич, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, переводчик. Член Правления Международной конфуцианской ассоциации (г. Пекин).
— Конечно, успешность Китая в последнее десятилетие связана с личностью Си Цзиньпина.
Во-первых, он прошел очень сложный путь, от простого работника до руководителя. Несколько лет он спал там же, где крестьяне — на кане, такой печке-лежанке. Он знает, что такое жизнь простого народа. Надо, чтобы чиновники знали хорошо жизнь простых людей, тогда реформы будут успешны.
Во-вторых, Си получил хорошее образование. В Китае очень серьезная экспертная база. Когда там принимают решение, то советуются со специалистами. Сотрудники таких экспертных центров имеет право предоставлять любые предложения правительству. Любые. Во главе экспертного центра находится человек в ранге министра. Поэтому у них решения правильные. Пусть процесс из-за подробного изучения становится более длительным, но то, что они слушают экспертов, это очень важно.
В-третьих, Си все время подчеркивает, что не надо быть в изоляции. Он говорит примерно так: "Да, Запад нас не любит, но это не значит, что мы должны от него отгородиться. Надо заимствовать достижения. Мы свои позиции сдавать не будем, но заимствовать то, что нам надо, будем". Они в этом плане молодцы: критикуют Запад, но в то же время у него учатся.
Есть два глобальных китайских проекта. Все знают "Один пояс — один путь". А есть другой, "Сообщество единой судьбы человечества". Ее суть в том, что мир неделим, Земной шар маленький, поэтому не должно быть вражды. Необходимо сотрудничество.
***
Денисов Андрей Иванович, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в КНР (2013-2022).
— Какая из реформ Китая органична для России? Никакая. У Китая своя дорога, у нас своя. Можно взять отдельные элементы. Например, саму методологию: в Китае никогда не принимались скоропалительные решения. Все апробировалось. Если собирались менять хозяйственные формы или уклады, то всегда сначала опытным путем проверяли на каком-то поле. Если работало — начинали распространять. Это было строгое правило с самого начала, с 1979 года.
И самое главное: на самые смелые реформы идут от безысходности. Китай к концу 1970-х достиг дна, дальше падать было уже некуда. У нас в Перестройку, при наличии очень многих проблем, все-такие не было, например, массового голода, какой был в Китае.
Ключевым решением, которое позволило Китаю "оттолкнуться от дна", стало то, что было решено отбросить идеологию. Точнее, очень сильно ее перелицевать. Если раньше был абсолютный упертый догматизм, то к концу 1970-х китайцы вспомнили о том, что критерий истины — не то, соответствует ли какое-то экономическое решение указаниям Мао. А то, дает ли это решение результат. Что только практика — критерий истины. Это сыграло революционную роль.
***
Ольга Мигунова, кандидат философских наук, заместитель директора Центра изучения Китая и стран АТР СПБГЭУ, заместитель председателя Регионального отделения Общества российско-китайской дружбы в Санкт-Петербурге, китаист, переводчик.
— На конференции мы старались охватить как можно более полный спектр вопросов, представляющих прежде всего практический интерес. Ведь модернизация не ограничена одной только экономикой. Это трансформация всей ткани общественной жизни, вот почему мы пригласили к участию в конференции представителей разных отраслей знания — экономистов и политологов, правоведов и историков, социологов и культурологов, специалистов в области педагогики и образования, международных отношений. Наши гости – китайские ученые из ведущих аналитических центров и университетов Поднебесной.
Конференция приурочена к определенному событию и к по-своему знаменательной дате в новейшей истории КНР, но содержательно значение этой вехи много шире. Она знаменует собой победу последовательности и целеустремленности в осуществлении грандиозных экономических и социальных проектов. Опыт этой непростой и напряженной борьбы за построение современного во всех отношениях общества, в которое на наших глазах превращается Китай, становится примером для доброй половины -- если не большей части – человечества, и для России в том числе. Речь идет о становлении нового уклада жизни в новую эпоху, о модернизационной философии, модернизационной экономике и, если угодно, модернизационной психологии. Этот уклад предполагает становление не только общества нового типа, но и взращивание нового качества самого человеческого капитала, ревизию фундаментальных жизненных ориентиров и ценностей